Домой Стены На что живут репетиторы. Школа дураков: почему репетиторы в России не останутся без работы Неготовность отвечать на вопросы

На что живут репетиторы. Школа дураков: почему репетиторы в России не останутся без работы Неготовность отвечать на вопросы

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Данные слова как нельзя лучше описывают то, что происходит сегодня в российском образовании. Серьезные проблемы существуют буквально на каждом этапе: в детсадах, общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школах, институтах, университетах и академиях. При этом реформой образовательной сферы недовольны все: дети и их родители, школьные учителя, преподаватели вузов с академиками и работодатели молодых специалистов. Чтобы разобраться в этой проблеме, «Ридус» начинает цикл статей, посвященных образовательной сфере. Сегодня речь пойдет о школах.

Учиться, учиться и учиться

Этому ленинскому завету современные ученики следуют куда больше, нежели их родители в школьные годы. Учебная нагрузка на детей сегодня велика как никогда. В начале мая на всю страну прогремела история об , слишком много задававшей на дом. На нее было завели уголовное дело, но позже прокуратура Челябинской области признала решение незаконным и отменила постановление.

Пока что это единственный подобный медийный скандал, однако нынешние школьники вынуждены грызть гранит науки как проклятые. «Школа, репетиторы, домашнее задание, сон. Так - семь дней в неделю. Ни на что другое времени уже не остается», - говорит один из выпускников. Возможно, к его словам стоило бы отнестись критически: большой любви к учебе не испытывает большая часть подростков, однако данную точку зрения разделяют и многие учителя. «Огромная нагрузка. Ее нужно резко снижать. Дети, по сути, заняты 7 дней в неделю, учитывая, что многие школы практикуют шестидневку. В этом случае они учатся с понедельника по субботу, а воскресенье практически полностью занято подготовкой к понедельнику. Нет, есть, конечно, и те, кто и учится, и спортом успевает заниматься, но таких - абсолютное меньшинство», - говорит Наталья Конева, отработавшая пять лет школьным преподавателем английского.

По нормативам, ученикам с 7 по 11 класс не положено ставить больше 7 уроков в день. При пятидневной системе обучения в 10−11 классах количество учебных часов ограничено 34 в неделю, при шестидневной - 37. Это - уже немало, учитывая домашнюю работу, но на деле и эти требования частенько не выполняются: бывает и по 8 уроков в день, и 41 урок в неделю.

Скриншот электронного дневника с одного из образовательных форумов, где одиннадцатиклассник доказывает свою загруженность выше нормы

Скорее всего, о повышенных нагрузках на школьников никто бы и не говорил, если бы из этого был толк. Однако результаты «учебной диеты с повышенным содержанием гранита науки» никак не радуют. Два года назад, после сдачи ЕГЭ по русскому языку, разгорелся нешуточный скандал: многие школьники не сумели преодолеть минимальный проходной балл.

«Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в этом году чудовищные. Министерство образования даже вынуждено было снизить планку результата с 36 до 24 баллов, фактически узаконив то, что двойка является проходным баллом. В противном случае, треть выпускников страны не получила бы аттестаты. При этом, как у нас умеют, это было подано победоносно - мол, так хорошо научились контролировать, что никто уже не списывает. Но за этим надо видеть результат», - заявил в июне 2014-го советник президента РФ Владимир Толстой.

Результат же - плачевный. Скорее всего, провала по результатам ЕГЭ в нынешнем году не будет, в том числе и благодаря «узаконенным двойкам». Однако школы не выполняют своей основной задачи: учат эффективно расставлять «галки», но не дают знаний. Чтобы дать их своим детям, родители вынуждены серьезно тратиться на всякого рода репетиторов - причем если еще полтора десятка лет назад данная статья расходов приходилась на выпускные классы, то сегодня многие отправляют своих отпрысков за платными знаниями уже начиная с 6−7 классов.


«С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

В этом уверена Наталья Конева, репетитор английского языка. Устав от работы в школе, бессмысленной, по ее собственным словам, и беспощадной, она ударилась в частный бизнес. «Если к 18−19 году сделают ЕГЭ по английскому языку обязательным, то работы будет - с утра до ночи. У нас вся система построена так, что родители с пятого класса должны отдавать детей по репетиторам, чем старше - тем больше репетиторов. Уже в 12 лет дети должны определиться с тем, что они будут делать всю оставшуюся жизнь», - добавляет она.

Повышенная нагрузка падает не только на школьников, но и на учителей. «Чтобы получать хорошую зарплату, надо жить в школе с утра и до ночи. Если ученик не ходит в школу из-за того, что живет в неблагополучной семье, или плохо учится, то это - проблема учителя», - говорит Наталья Конева. Но дело не только в непосредственной учебной и воспитательной нагрузке. Реформа образования добавила преподавателям «бумажной работы».

«Мне сказали, - я, кстати, не знал, - что из 100% отчетов, которые пишут учителя и работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% - это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей», - председатель правительства Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что и в той части работы с документами, что делается по указке Минобра, не все гладко. «Наша работа постоянно дублируется, - говорит Наталья Конева. - Бумажный журнал - электронный журнал, бумажный дневник - электронный дневник, и так далее».


«Когда я пришел в школу, у нас только-только электронный журнал ввели, первый год. Никто не знал, что с ним делать. Устроили курсы. Несколько раз приходил учитель информатики и рассказывал, как это заполнять. И тут выясняется, что журнал может „упасть“, базы данных - полностью пропасть, если вы вдруг забыли сделать „бэкап“. Оценки пропадают, тут поле какое-то лишнее вылезает, потому что журнал программисты дорабатывают по ходу твоей работы. Дали тебе „альфа версию“, и наслаждайся. Только мы все привыкли, на следующий год нам взяли и распоряжением сверху сказали, что все теперь будут заполнять вот этот электронный журнал: другой сайт, другая программа, другой интерфейс, другие особенности. Два года им пользовались. Потом - новая версия… А еще нужно вести портфолио детей. А когда делать сами уроки? Готовиться к ним? Когда заниматься детьми?», - задает риторические вопросы Сергей, бывший преподаватель географии и французского языка.

«За все сегодня принято ругать преподавателей: плохо учат, не то, что раньше. А ведь нынешние учителя - это те же самые люди, которые работали в школах двадцать лет назад, - продолжает он. - Проблемы - не в учителях, проблемы - в самой системе, в подходе к школьному образованию».

«Претензий очень много, - уточняет Наталья Конева. - Например, к учебникам. По моему предмету они просто неприемлемы. Первые три года обучения - второй, третий, четвертый классы - дети очень много всего учат: абсолютно ненужной лексики, ненужной грамматики. Ненужной, потому что это не отрабатывается. Какой-то утопичный учебник: по нему можно учить, только если есть стопроцентная посещаемость, а на уроках - одни гении, схватывающие все на лету. В пятом классе начинается провал: они начинают заново учить алфавит. Такое расслабление идет два года: 5−6 классы. А дальше снова начинается „навал“, наращивание объемов материала. К 11 классу они должны знать много, а на самом деле знают мало. Как ни старайся, ничего не получится. Есть чудесные учебники, но пользоваться ими нельзя, потому что можно только теми, что имеют гриф Минобра. Это - очень ограниченное количество учебников».

Подобные претензии высказываются в адрес учебных пособий по самым разным предметам. Так, например, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян на всероссийском съезде учителей истории отметил «проблемы с обществознанием»: «Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактные и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника».


«Чехарда с учебниками и связанные с ней трудности в виде разницы программ идут, примерно, с 2003 года. То одно, то другое. Главное - стабильность, а ее в школах нет, постоянно у нас что-то новенькое, - говорит Сергей. - Требования к ЕГЭ меняются каждый год, и меняются не только требования к экзамену, но и к его содержанию».

Так случилось и в нынешнем, 2016 году: ЕГЭ по математике поделили на два уровня - базовый и профильный. Результаты базового экзамена объявили сегодня, профильного - станут достоянием общественности через неделю. Официальных итогов еще нет. Регионы пока лишь гордятся количеством учеников, написавших ЕГЭ по русскому и математике на сто баллов. Вероятно, в этом году дело обойдется без крупных скандалов, как в 2014-м.

Главная задача образовательного ведомства - обеспечить максимальное количество школьников аттестатами о среднем образовании, и представители Минобра тщательно следят в первую очередь именно за этим. Последствия данного подхода и реформы образования видны уже сегодня: первые представители поколения ЕГЭ закончили вузы и отправились работать.

«В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место», - заявила на всероссийском съезде учителей истории одна из завучей. Дмитрий Ливанов же пока сосредоточен на едином учебнике истории (которых на деле оказалось три) и массовом . «Таракана этого нужно запускать в массовое производство, поскольку эта технологическая новинка будет не только интересна, но и полезна детям и подросткам», - заявил он в феврале. До борьбы с тараканами в головах отдельных чиновников от образования дело пока не дошло.

В наших следующих материалах речь пойдет о последствиях объединения школ и инклюзивном обучении, детсадах и музыкальных школах, проблемах российских вузов и фундаментальной науки, коррупции в образовательной сфере, сомнительной диссертации Исаака Калины и других интересных вещах из мира науки.

Асы в области репетиторских технологий нужны сегодня всем, тем более что сфера их деятельности, как никакая другая, требует мобильности и пристального внимания к изменениям, происходящим на рынке образовательных услуг.

Репетиторы нынче в дефиците, и причин тому немало. Не имея возможности тратить много времени на длительную подготовку, школьники, студенты или их родители все чаще отдают предпочтение непродолжительным и эффективным занятиям с репетитором, на которых учащийся получает необходимую информацию в сжатом виде. Однако успех таких занятий, как правило, зависит не столько от их насыщенности, сколько от профессионализма преподавателя.

Работа на практический результат

Прежде чем разбираться в причинах нехватки репетиторов, стоит выяснить, каковы должны быть плоды их работы. Образ лектора с бумажкой, который в течение нескольких часов зачитывает свой талмуд скучающей аудитории, давно ушел в прошлое. Потраченные на такое занятие время и деньги можно считать выброшенными на ветер.

Современный репетитор в МГУ по математике отличается от традиционного «лекционного» чисто практической направленностью. Основной акцент в нем делают на получение навыков, необходимых в повседневной работе. Любую программу пишут под индивидуальные нужды. Роль же репетитора заключается в том, что он, контролируя процесс, помогает студентам остановиться на нужной модели принятия решения.

Круг проблем

Основная трудность, с которой сталкиваются желающие овладеть этой специальностью, - отсутствие стандартизированной схемы профильного обучения. Хотя здесь же кроется главная причина индивидуальности каждого потенциального «гуру» - ведь профессионал сам вырабатывает свой неповторимый стиль, включающий в себя виртуозное владение как опытом различных психологических школ, так и «жанрами» активного обучения (видео-тренинг, семинар, практический семинар и так далее).

В задачу репетитора также входит правильный подбор программы для решения индивидуальных проблем заказчика. Чтобы получить все необходимые навыки, закрепить их и уйти в свободное плавание, требуется большой срок и серьезная практика. Ни один вуз в нашей стране не дает специализированного высшего образования соответствующего профиля, и учиться приходится в разнообразных школах. Курсы там кратковременны и часто различаются по направленности: психология, продажи, управление, менеджмент… Каждое направление предлагает свой минимальный комплекс приемов, которые требуется усвоить и довести до автоматизма. Чтобы не оставаться узким специалистом, а расширять сферу своего профессионального применения, тренеру приходится постоянно проходить дополнительное обучение в различных школах, ориентируясь на специфику их подготовки.

Интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА "Учительской газете" доказывает: школа окончательно перестала быть тем местом, где ученики получают знания, необходимые им для дальнейшей жизни и обучения. Группа ученых под руководством академика провела фундаментальные социологические опросы. И вот выводы:

"В значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны». Школа же просто приписывает себе их заслуги.
К тому же надо понимать цену вопроса. К примеру, если взять расценки за услуги репетитора по Москве примерно в 1500 рублей за час (хотя на самом деле это может быть и 3000, и 5000 и больше рублей), если вспомнить, что одним часом в неделю дело не ограничивается, а многие школьники занимаются с репетиторами по двум, трем и более предметам, в итоге получается астрономическая сумма. И это все сверх того, что государство официально тратит на образование.

И все-таки государство признает эту проблему. Напомню, что недавно в Общественной палате были озвучены следующие цифры: 92 процентов родителей считают, что ЕГЭ требует специальной подготовки, 41,7 процента ответили, что при подготовке к ЕГЭ необходимы дополнительные задания в школе, а 52,9 процента обращаются к услугам репетиторов и платят за них довольно большие деньги.

А вот еще несколько интересных фактов. Плохо успевающие школьники занимаются с репетиторами заметно реже, чем хорошо успевающие. Парадокс? Казалось бы, если ученик и так учится на «4» и «5», зачем ему дополнительные занятия, они куда нужнее тем, кто перебивается с «2» на «3»! Ан нет, все наоборот.

Раньше мы стыдливо замалчивали этот факт, считалось неприличным говорить, что школа все-таки готовит в вуз, и это одна из главных задач, поставленных перед ней родителями. Однако статистика неумолима – прагматика выходит на первый план, можно констатировать: да, вуз для нас все-таки слишком важен, и показатель поступаемости надо принять как основной в оценке успешности. Именно таковы на сегодня требования семьи как основного заказчика образовательных услуг. А посему, если школа не справляется с этой задачей, подключается мощный ресурс репетиторов...

репетиторы очень критично высказываются по поводу закрытости системы финансового поощрения педагогов в школе. У них самих все понятно – один час стоит столько-то, за это время я гарантирую такой-то результат. А вот в образовательной организации далеко не всегда ясно, кто кому и за что доплачивает.
Есть здесь место и реальной несправедливости, поскольку школы очень часто присваивают себе чужие достижения. Победили дети на какой-нибудь Всероссийской олимпиаде или на конкурсе – школа победоносно рапортует о том, как у них хорошо поставлена работа с разными категориями детей. А о том, что с ними за дополнительные деньги из кармана родителей трудились репетиторы, мало кому интересно вспоминать. Лучше заявить, что это заслуга ее школьных педагогов, а про «частников» обычно никто публично доброго слова не скажет...

Репетиторы чаще, чем простые учителя, стремятся к тому, чтобы дать учащимся прочные знания, продемонстрировать им высокие образцы владения предметом. Это, кстати, вполне логично: я задаю высокую планку и показываю, что этой плане сам соответствую. Но вот какая деталь: репетиторы признают, что гораздо чаще, чем обычные учителя, стремятся дать учащимся возможность выразить свою точку зрения, научить их чему-то новому, сформировать у них исполнительность и добросовестность. Они стараются выявить реальные проблемы и интересы учащихся, но при этом и сами сильнее стремятся завоевать уважение и симпатии учащихся.

Настоящий репетитор всегда понимает, что не сможет качественно подготовить ученика, если на первое место будет ставить только материальный аспект. Ему еще очень важен педагогический кураж, связанный с общением в процессе занятия. Отсюда и совместный разбор заданий, обсуждение решений, демонстрация собственных интеллектуальных способностей, обратная связь в виде возможности высказать свое мнение и так далее.
Словом, глубоко ошибочно обвинять репетиторов в том, что они всего лишь гонятся за большими деньгами. На самом деле им очень важна самореализация, правда, в несколько ином плане, нежели та, о которой принято говорить, обращаясь к массовому учителю московской школы.

Мотивы творческой активности у репетиторов заключаются еще и в желании разнообразить содержание профессиональной деятельности и не работать по шаблону, в стремлении к личностному росту, в желании перейти на новую ступень профессионального развития и получать за это финансовое поощрение.

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд рублей.

По запросу «Репетиторы в России» поисковая система Яндекс выдает 57 миллионов результатов.

Ключевые слова

репетиторство / «теневое образование» / репетиторские занятия / ЕГЭ / платные образовательные услуги / / индивидуальный подход / пробелы в знаниях / «натаскивание». / private tutoring / «shadow education» / / paid educational services / supplementing the learning process / individual approach / knowledge gaps / «coaching».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Шипкова Екатерина Николаевна

В статье проводится анализ такого явления, как репетиторство . Поскольку в последние несколько лет оно обрело массовый характер, сделано предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Приведена интерпретация части законодательных документов современного образования с целью обоснования непротиворечивости термина «репетиторство » законодательной базе Российской Федерации. Сделан вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения. Проводится осмысление существующих определений данного явления и предлагается его авторское определение. Изложены результаты контент-анализа анкет практикующих частных преподавателей разных субъектов РФ по выявлению основных направлений работы репетиторов. Интерпретация собственных результатов проводится с опорой на уже опубликованное исследование НИУ «Высшая школа экономики» об эффективности работы репетиторов по подготовке старшеклассников к ЕГЭ , представлен авторский взгляд на выводы данного проекта. Сформулирован вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ ; а также подчеркнута роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену. В результате исследования сформулированы и ранжированы направления репетиторских занятии ̆. Анализ выявленных направлений позволяет рассматривать дополнительные занятия обучающихся по предметам школьной программы с частными преподавателями как вспомогательный, дополняющий процесс обучения , влияющий на повышение качества образования и уровня обученности детей. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты данного процесса обучения. Проведено осмысление направлений дополнительных занятий, характеризуемых как «натаскивание». Констатирована зависимость репетиторства от формальной системы образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Шипкова Екатерина Николаевна

  • Репетиторство как социально-педагогический феномен

    2019 / РайХельгауз Леонид Борисович
  • О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ)

    2018 / Нуриева Люция Мухаметовна, Киселев Сергей Георгиевич
  • Анализ опыта частных вспомогательных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    2019 / Воронцова Анна Алексеевна, Шипкова Екатерина Николаевна
  • Предоставление услуг репетитором:административно-правовой аспект

    2017 / Вицке Регина Эдуардовна
  • Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов

    2018 / Крылова Наталья Геннадьевна
  • Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий

    2007 / Брэй Марк
  • Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз

    2015 / Прахов И. А.
  • Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели

    2012 / Балакина Т. П.
  • Единый государственный экзамен и детерминанты результативности абитуриентов: роль инвестиций в подготовку к поступлению

    2012 / Прахов И. А.
  • Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ

    2014 / Прахов Илья Аркадьевич

The article presents an analysis of such a phenomenon as private tutoring . Since it had a mass character during last few years, it has been suggested that private tutoring should be gradually becoming a part of the learning process. The interpretation of the part of the legislative documents of modern education is presented so as to clarify the fact that the term «Private Tutoring » does not contradict with the legislative base of the Russian Federation. The conclusion is made about the obvious existence of the problem of the need of learners in private tutoring and the tendency to recognize tutoring as a legitimate part of the learning process. In the article the author gives explanations of existing definitions of this phenomenon and suggests her own definition of tutoring. The author analyzed the results of the content analysis of practicing private teachers’ questionnaires from different regions of the Russian Federation on the identification of the main directions of tutors’ work. Interpretation of their own results is based on the published research of the Higher School of Economics on the effectiveness of tutors in training senior pupils for the USE (Unified State Examination) and the author"s view on the conclusions of this project is presented. The conclusion is drawn about the effectiveness of classes with the tutor of weak learners despite the low score of the Unified State Exam; and also the role of the tutor is stressed in the preparation of high school students for the exam. As a result of the study, the directions of work of private teachers were formulated and ranked. The analysis of detected directions allows us to consider additional lessons for students in the subjects of the school curriculum with private teachers as an auxiliary learning process which affects the quality of education improvement and the level of education of children. Positive and negative aspects of such a learning process were considered. The comprehension of the goals of additional classes, characterized as «coaching», was carried out. The dependence of private tutoring from the formal education system was stated.

Текст научной работы на тему «Репетиторство как проблема педагогической науки и практики»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20005

Е. Н. Шипкова

https://orcid.org/0000-0002-9788-1339

Репетиторство как проблема педагогической науки и практики

В статье проводится анализ такого явления, как репетиторство. Поскольку в последние несколько лет оно обрело массовый характер, сделано предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Приведена интерпретация части законодательных документов современного образования с целью обоснования непротиворечивости термина «репетиторство» законодательной базе Российской Федерации. Сделан вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения. Проводится осмысление существующих определений данного явления и предлагается его авторское определение. Изложены результаты контент-анализа анкет практикующих частных преподавателей разных субъектов РФ по выявлению основных направлений работы репетиторов. Интерпретация собственных результатов проводится с опорой на уже опубликованное исследование НИУ «Высшая школа экономики» об эффективности работы репетиторов по подготовке старшеклассников к ЕГЭ, представлен авторский взгляд на выводы данного проекта. Сформулирован вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ; а также подчеркнута роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену. В результате исследования сформулированы и ранжированы направления репетиторских занятий. Анализ выявленных направлений позволяет рассматривать дополнительные занятия обучающихся по предметам школьной программы с частными преподавателями как вспомогательный, дополняющий процесс обучения, влияющий на повышение качества образования и уровня обученности детей. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты данного процесса обучения. Проведено осмысление направлений дополнительных занятий, характеризуемых как «натаскивание». Констатирована зависимость репетиторства от формальной системы образования.

Ключевые слова: репетиторство, «теневое образование», репетиторские занятия, ЕГЭ, платные образовательные услуги, дополняющий процесс обучения, индивидуальный подход, пробелы в знаниях, «натаскивание».

Private Tutoring as a Problem of Pedagogical Science and Practice

The article presents an analysis of such a phenomenon as private tutoring. Since it had a mass character during last few years, it has been suggested that private tutoring should be gradually becoming a part of the learning process. The interpretation of the part of the legislative documents of modern education is presented so as to clarify the fact that the term «Private Tutoring» does not contradict with the legislative base of the Russian Federation. The conclusion is made about the obvious existence of the problem of the need of learners in private tutoring and the tendency to recognize tutoring as a legitimate part of the learning process. In the article the author gives explanations of existing definitions of this phenomenon and suggests her own definition of tutoring. The author analyzed the results of the content analysis of practicing private teachers" questionnaires from different regions of the Russian Federation on the identification of the main directions of tutors" work. Interpretation of their own results is based on the published research of the Higher School of Economics on the effectiveness of tutors in training senior pupils for the USE (Unified State Examination) and the author"s view on the conclusions of this project is presented. The conclusion is drawn about the effectiveness of classes with the tutor of weak learners despite the low score of the Unified State Exam; and also the role of the tutor is stressed in the preparation of high school students for the exam. As a result of the study, the directions of work of private teachers were formulated and ranked. The analysis of detected directions allows us to consider additional lessons for students in the subjects of the school curriculum with private teachers as an auxiliary learning process which affects the quality of education improvement and the level of education of children. Positive and negative aspects of such a learning process were considered. The comprehension of the goals of additional classes, characterized as «coaching», was carried out. The dependence of private tutoring from the formal education system was stated.

Keywords: private tutoring, «shadow education», USE (Unified State Examination), paid educational services, supplementing the learning process, individual approach, knowledge gaps, «coaching».

Проблема образования во все времена была и остается актуальной в любом обществе. Учителя, родители, ученые, политики пытаются ответить на вопросы отом, как сделать процесс обучения эффективным и как повысить качество образо-

вания. В настоящее время все большее количество родителей обращается за помощью к частным преподавателям с целью повышения качества образования и уровня образованности детей. В последние несколько лет это явление обрело

© Шипкова Е. Н., 2018

массовый характер, что позволяет сделать предположение о том, что репетиторство постепенно становится частью учебного процесса. Если ранее репетиторские занятия рассматривались как явление, необходимое обучающемуся на определенный конечный промежуток времени, например, из-за отставания в усвоении учебного материала по причине болезни, то сейчас зачастую репетиторы сопровождают ребенка на протяжении всего периода обучения - от подготовки к школе до поступления в вуз. В данной статье проведем анализ подходов к определению репетиторства и выявим направления репетиторских занятий.

Для того чтобы оценить масштаб востребованности репетиторства, обратимся к социологическому исследованию, проводимому Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Института гуманитарного развития мегаполиса в январе - марте 2014 г., интерпретированному старшим научным сотрудником Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации А. Я. Бурдяк: «В результате опроса 1 505 родителей обучающихся 1-11 классов было выявлено, что услугами репетиторов пользуются 31 % московских школьников, а именно: в начальной школе частный индивидуальный преподаватель требуется 13 % детей, в 5-7 классах - 28 % школьников, в 8-11 классах с репетитором занимаются до 68 % обучающихся» .

Кроме того, на XX Всероссийской научной конференции Гуманитарного университета «Россия между модернизацией и архаизацией: 19172017 гг.» представлено исследование А. А. Наумовой, в ходе которого было проведено анкетирование 522 студентов Сургутского государственного педагогического университета. Результаты анкетирования выявили, что в ходе подготовки к ЕГЭ (поступлению в вуз) 41 % опрошенных студентов обращались за помощью к индивидуальным репетиторам . Отмечу, что это исследование проводилось уже в конкретном вузе; вероятно, если бы анкеты были предложены в школах, процент занимающихся с репетиторами был бы намного выше, поскольку дети поступили не только в педагогический университет.

Результаты обоих исследований позволяют подтвердить утверждение о массовости репетиторских занятий в современной практике обучения, а также предположение о том, что репети-

торство на настоящий момент является частью целостного (формального, неформального, ин-формального) образовательного процесса старшеклассников.

В настоящее время, чтобы найти репетитора, не требуется большого труда или личных знакомств и «связей» - в интернете представлено огромное количество сайтов и сервисов, содержащих базы репетиторов и предлагающих подбор преподавателя. Например, на сайте «Ваш репетитор» зарегистрировано более 220 000 преподавателей из разных регионов Российской Федерации; сайт «Виртуальная Академия» содержит базу репетиторов, состоящую из 53 274 преподавателей Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что указанные интернет-сайты являются платными сервисами для зарегистрированных учителей, поэтому отражают далеко не полную картину репетиторского состава.

Пожалуй, в обществе сегодня нет человека, который не знал бы о деятельности репетиторов. О репетиторстве говорят все: родители в социальных сетях, учителя на онлайн-форумах и в педагогических сообществах; СМИ, анализируя современную ситуацию в образовании; депутаты государственной думы в различных аспектах, в том числе в контексте противодействия коррупции; представители Министерства финансов, предлагая освободить от налогов самозанятых граждан. Однако общепринятого определения такого понятия, как «репетиторство», на настоящий момент в педагогике нет.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Мин-соцразвития России от 26.08.2010 № 761н , официальной должности педагога, именуемой «репетитор», нет. Однако в законодательных документах встречаются упоминания о деятельности репетиторов.

В соответствии со статьями 32 и 46 Федерального закона «Об образовании Российской федерации» № 273-Ф3, действующего с 1 сентября 2013 г. , репетитора можно определить как индивидуального предпринимателя, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, оказывающего платные образовательные услуги. Словосочетание «платные репетиторские занятия» встречается в пункте 7 Комментариев к статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»

Что позволяет сделать вывод о непротиворечивости данного термина законодательной базе РФ.

В материалах Меморандума непрерывного образования Европейского союза (Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г.) занятия с репетитором определяются как часть «неформального образования» , то есть образовательная деятельность, «не сопровождающаяся выдачей документа», но позиционирующаяся как равноправная часть процесса обучения, наравне с формальным и информальным образованием, в контексте непрерывного образования.

В докладе экспертной группы «Новая школа» в рамках Стратегии 2020 в пункте 2.1.3. «Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия» в контексте роста активности семей в образовании детей идет речь о «готовности семей оплачивать дополнительные образовательные услуги и услуги репетиторов» как о показателе вовлеченности родителей в процесс обучения.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод о явном существовании проблемы потребности обучающихся в репетиторских занятиях и тенденции к признанию репетиторства легитимной частью процесса обучения.

Наиболее емко, но одновременно и достаточно широко подходит к данному понятию профессор Марк Брэй - первый ученый, систематически изучающий репетиторство как феномен частного платного дополнительного обучения по предметам школьной программы, который становится все более очевидным во всем мире и вводит понятие «теневого образования» . «Частное репетиторство рассматривается как теневое по нескольким причинам. Во-первых, оно существует только потому, что существует общепринятая система. Во-вторых, оно отражает общепринятую систему: как только меняется по ориентации или по размеру общепринятая система, сразу же меняется и теневая. В-третьих, почти в любом обществе больше внимания уделяется основной системе, а не теневой. И, в-четвертых, характеристики теневой системы намного менее отчетливы, чем характеристики основной системы» . Следует отметить, что в контексте современной ситуации в обществе важным и ценным в представленном определении является отражение очевидности данного явления, а также зависимость от основной системы образования.

Достаточно глубокий анализ репетиторства проводит преподаватель Костромского государственного университета Н. Г. Крылова в статье

«Репетиторы выходят из тени», говоря о том, что «во-первых, это вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определенному предмету индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение... Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определенные потребности (экономические, культурные, социальные и психолого-педагогические). В-третьих - это особый вид образовательной услуги» .

Не могу согласиться с содержанием данного определения в части описания целеполагания, поскольку поступление ребенка в вуз - далеко не единственная цель, которую преследуют родители, обращаясь к репетиторам.

А. А. Наумова предлагает следующее определение: «Репетиторство - это вид образовательной деятельности, представляющей собой дополнительные, обычно индивидуальные, платные занятия преподавателей с целью закрепления и углубления знаний по отдельным дисциплинам, подготовки к экзаменам» . Однако указанные цели также не являются исчерпывающими.

Беседы с родителями и практикующими репетиторами позволяют сузить, конкретизировать и несколько по-иному определить «репетиторство», как вспомогательный, дополняющий процесс обучения, зависимый от основной системы образования, состоящий из цикла внешкольных репетиторских занятий, направленный на решение конкретной обучающей задачи. «Обучающая задача» в данном контексте рассматривается как «родительский заказ» на работу репетитора и определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Какие же направления имеет репетиторство? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, был проведен контент-анализ анкет практикующих репетиторов.

Цель исследования - выявить направления репетиторских занятий; проанализировать степень «важности» данных направлений. Исследование проводилось 20.12.201705.01.2018 г. Выборку составили 100 анкет частных преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Перми, Новосибирска, Ижевска, Владимира, Омска, Екатеринбурга, Самары, Рязани, Элисты, Волгограда, имеющих опыт репетиторской работы более 5 лет, представленные в интернете (сайт «Виртуальная

Академия» и сообщества репетиторов «Все репетиторы» социальной сети «В контакте») . Учитывались только анкеты репетиторов, предлагающих помощь в освоении предметов школьной программы 5-11 классов. В каждой анкете учитывались все перечисленные направления. Чтобы избежать повторений анкет одних и тех же преподавателей на разных сайтах, анкеты репетиторов из Москвы и Санкт-Петербурга учитывались только на сайте «Виртуальная академия» (путем применения фильтра анкет по территориальному признаку). В сообществе «Все репетиторы» социальной сети «В контакте» анкеты частных преподавателей из этих городов не учитывались. Исследование позволило получить следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Направление подготовки обучающегося к ЕГЭ и ОГЭ выделяют 89 из 100 репетиторов. Анализируя данное направление репетиторских занятий, обратимся к следующему исследованию: НИУ «Высшая школа экономики» в рамках проекта «Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования» в части 2.4. проекта в мае 2010 г. проводил исследование на выявление «связи теневого образования (занятий с репетиторами/на подготовительных курсах) с академическими результатами российских школьников». В результатах исследования сделан

вывод о том, что «теневое образование не имеет значимого эффекта на достижения слабоуспевающих старшеклассников, но дает положительный значимый эффект на достижения учащихся с высокой успеваемостью» . Хочется отметить, что «заказ» родителей на работу репетитора слабоуспевающего старшеклассника и родителей «хорошиста» разный. Если учащиеся с высокой успеваемостью занимаются дополнительно, чтобы претендовать на высокий результат ЕГЭ и, следовательно, увеличить шансы на поступление в вуз, то слабоуспевающим детям репетитор нужен уже для того, чтобы результат ЕГЭ стал хотя бы «удовлетворительно». Перешагнуть «троечный порог» в данном случае - показатель большой и эффективной работы. Для этих детей принципиальна возможность не поступления в престижное учебное заведение, а получения аттестата об окончании школы. Таким образом, можно сделать вывод о результативности занятий с репетитором слабоуспевающих обучающихся, несмотря на невысокий балл ЕГЭ; а также подчеркнуть роль репетитора в подготовке старшеклассников к экзамену.

Одна из проблем, открывающихся при анализе задачи подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, особенно слабоуспевающих старшеклассников, - «натаскивание» ребенка на сдачу экзамена, то есть механическая работа «по образцу», при которой не ставятся цели развития мышления. Однако во время бесед с репетиторами выяснилось, что нередки случаи, когда «перед пробным сочинением стоит ребенок», который не прочитал ни одного произведения, а значит, не имеет опыта самостоятельного анализа прочитанного; или при первичной диагностике перед подготовкой к экзамену по математике оказывается, что старшеклассник не умеет определять время по часам со стрелками на циферблате и абсолютно не знает, как выполнять действия с дробями и т. п. Наверное, в данном контексте следует отметить развивающую составляющую работы репетиторов, благодаря которой ребенок прочтет хотя бы несколько книг или перестанет «бояться» механических часов.

«Индивидуальный подход к обучающемуся при изучении предмета» - направление, которое выделяют 54 % репетиторов. Исходя из смысловой основы самого направления работы, можно предположить, что причина невысокого уровня знаний по предмету кроется в недостаточной индивидуализации процесса обучения в школе. В ходе репетиторских занятий, которые ведутся в

Направления репетиторства

№ Направление работы репетиторов Количество репетиторов, выделяющих направление

1 Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 89

2 Индивидуальный подход 54

3 Восполнение пробелов в знаниях 39

4 Помощь в усвоении нового материала 34

5 Повышение успеваемости по предмету 24

6 Углубленное обучение 22

7 Повышение интереса к предмету 20

8 Развитие мышления 20

9 Помощь в выполнении домашних заданий 16

10 Развитие самостоятельности 14

11 Решение типичных задач 12

12 Формирование умения ориентироваться в мире 6

13 Подготовка к контрольным работам 6

основном индивидуально или в малочисленных группах, гораздо проще «предоставлять обучающимся многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательной деятельности, учитывающих их интересы, будущие личные и профессиональные планы» . Примечательно, что ФГОС прописывают учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении образовательной деятельности. Исходя из того, что цели работы репетитора складываются из потребностей обучающихся и так называемого «заказа» родителей, можно предположить, что в данном контексте репетиторство дополняет школу в реализации требований ФГОС.

Третье место по популярности направлений работы частных педагогов (39 %) - «Восполнение пробелов в знаниях». Наверное, если бы не ситуация с ЕГЭ, то восполнение пробелов в знаниях следовало бы позиционировать как основную цель работы репетитора. Интенсивность образовательного процесса в школе зачастую не дает возможности останавливаться или возвращаться к определенным местам, чтобы решать возникающие проблемы с усвоением предмета у каждого ребенка, который проболел или просто не понял материал. Занятость ученика и занятость учителя часто становится причиной «белых пятен» в базе знаний ребенка. В свою очередь, своевременное обращение к репетитору может стать гарантом отсутствия серьезных проблем в дальнейшей учебе. Хочется предположить, что, если бы родители позиционировали услуги репетитора именно с этой стороны и предоставляли обучающемуся возможность получить помощь именно тогда, когда необходимость в ней только начинает возникать, задача репетитора «подготовить ребенка к ЕГЭ», возможно, ушла бы с первой строчки.

Достаточно большое число специалистов ставят перед собой задачи помочь в усвоении нового материала (34 %) и повысить успеваемости ребенка (24 %). Последнее направление работы является комплексным или итоговым, поскольку именно успеваемость ученика - показатель результативности работы.

Углубленное обучение предмету и подготовка ребенка к участию в олимпиадах - направление работы 22 % репетиторов - также является «истинно репетиторским», поскольку не во всех школах ведутся факультативные занятия по предметам.

В особый блок объединим следующие направления:

Повышение интереса к предмету (20 %).

Развитие мышления и формирование интеллектуальных навыков (20 %).

Развитие самостоятельности (14 %).

Формирование умения ориентироваться в мире и видеть красоту окружающего мира (6 %).

Как правило, данные «обучающие задачи» ставят перед собой репетиторы, приглашенные для помощи в обучении ребенку на длительный срок и имеющие возможность влиять на формирование не только учебных навыков, но и качеств личности ученика.

Иногда частные преподаватели (16 %) предлагают в своих анкетах помощь в выполнении домашних заданий, 12 % - в решении типичных задач из школьных учебников, 6 % - в подготовке к контрольным работам. Этот тип репетиторской деятельности также может быть охарактеризован как «натаскивание». Данные задачи отражают негативную сторону влияния репетиторства на образовательный процесс. То есть это работа на достижение результата, без формирования учебных навыков и качеств личности. Но ведь задача формируется из потребности. Возможно, речь идет о работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, которых важно научить выполнять задания по образцу, тогда данные цели приобретают совершенно иной смысл.

Действительно, научить решать типовую задачу ребенка, имеющего трудности в обучении вследствие ограниченных возможностей здоровья, без дополнительных занятий очень сложно, а иногда и невозможно. В данном случае важна и психологическая составляющая процесса репетиторства - порой именно на дополнительных занятиях при индивидуальном подходе, пусть даже выполняя домашнее задание или готовясь к предстоящей контрольной работе, ребенок может поверить в свои силы. В этом контексте репетитор ребенку нужен и важен.

Однако нельзя не брать во внимание случаи, когда родители, из-за отсутствия личного времени или других факторов, нанимают репетиторов для абсолютно нормальных школьников с целью помощи в выполнении домашних заданий (подчас не требующейся ребенку) и подготовки к контрольным работам, которая будет сводиться к прорешиванию типовых вариантов. Такие занятия будут скорее тормозить ребенка в обучении, нежели помогать и развивать.

В качестве заключения сделаем вывод о том, что репетиторство, имея столь важные направления в образовательном процессе, является серь-

езным подспорьем в повышении качества образования.

Однако нужно отметить, что направления работы репетиторов, их значимость, место в процессе обучения и уровень востребованности обучающимися следует рассматривать только в настоящем времени. Поскольку репетиторство зависит от формальной системы образования, любые изменения общепринятой системы сразу же приведут к изменению направлений работы репетиторов. Востребованность и эффективность дополнительных индивидуальных занятий обуславливает необходимость дальнейшего изучения репетиторства.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса [Текст] / Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 174 с.

2. Брэй, М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий [Текст] / М. Брэй // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 65-83.

3. Бурдяк, А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность [Текст] / А. Я. Бурдяк // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 2. - С. 96-112.

4. «Виртуальная Академия» поиск по базе репетиторов в Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.virtualacademy.ru/ (дата обращения

5. «Все репетиторы» самая большая база репетиторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/repetitorovnet (дата обращения

6. Карной, М., Фрумин И. Д. Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования. Приоритетные направления развития: государство и муниципальное управление, 2013. Руководитель: НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] / М. Карной, И. Д. Фрумин. - Режим доступа: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (дата обращения 08.01.2012)

7. Квалификационные характеристики должностей работников образования (Утв. Приказом Минсоцраз-вития России от 26.08.2010 № 761н) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (дата обращения: 07.01.2018)

8. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ре-

сурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технический документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (дата обращения: 06.01.2018)

9. Компания «Ваш репетитор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://repetitors.info/ (дата обращения 29.12.2017)

10. Крылова, Н. Г. Репетиторы выходят из тени [Текст] / Н. Г. Крылова // Народное образование. -Изд. Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2011. - № 5. -С. 180-184.

11. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс] // Публикация: Общество «Знание» России, 2001. - Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 06.01.2018)

12. Наумова, А. А. Роль репетиторства в современной системе образования [Текст] / А. А. Наумова // Россия между модернизацией и архаизацией: 19172017 гг. : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Сургут: АНОВО «Гуманитарный университет», 2017. -С. 385-390.

13. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, 517 стр. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://im.kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf (дата обращения 06.01.2018).

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года Включает все изменения до 29 июля 2017 г. [Электронный ресурс] //Закон об образовании РФ. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515-530 (пер. с англ. Е. Фруминой)

Bibliograficheskij spisok:

1. Bajborodova, L. V Individualizacija obra-zovatel"nogo processa / Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitija sovremennogo shkol"nika: kollektivnaja monografja / otv. red. A. Ju. Nagornova. - Ul"janovsk: Zebra, 2016. - 174 s.

2. Brjej, M. Chastnoe dopolnitel"noe obuchenie (repet-itorstvo): sravnitel"nyj analiz modelej i posledstvij / M. Brjej // Voprosy obrazovanija. - 2007. -№ 1. - S. 65-83.

3. Burdjak, A. Ja. Dopolnitel"nye zanjatija po shkol"nym predmetam: motivacija i rasprostranennost" / A. Ja. Burdjak // Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social"nye peremeny. -2015. - № 2. - S. 96-112.

4. «Virtual"naja Akademija» poisk po baze repetitorov v Moskve . - Rezhim dostupa: http://www.virtualacademy.ru/ (data obrashhenija

5. «Vse repetitory» samaja bol"shaja baza repetitorov . - Rezhim dostupa: https://vk.com/repetitorovnet (data obrashhenija

6. Karnoj, M., Frumin I. D. Uglublennyj analiz rezu-l"tatov issledovanij kachestva obrazovanija v kontekste jekonomicheskih pokazatelej obrazovanija. Prioritetnye napravlenija razvitija: gosudarstvo i municipal"noe uprav-lenie, 2013. Rukovoditel": NIU «Vysshaja shkola jekonomiki» / M. Karnoj, I. D. Frumin. - Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (data obrashhenija 08.01.2012)

7. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabot-nikov obrazovanija (Utv. Prikazom Minsocrazvitija Rossii ot 26.08.2010 № 761n) // Kon-sul"tantPljus. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (data obrashhenija: 07.01.2018)

8. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 29 dekabr-ja 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (postatejnyj) // Jel-ektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskij doku-mentacii. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (data obrashhenija: 06.01.2018)

9. Kompanija «Vash repetitor» . -Rezhim dostupa: https://repetitors.info/ (data obrashhenija 29.12.2017)

10. Krylova, N. G. Repetitory vyhodjat iz teni / N. G. Krylova // Narodnoe obrazovanie. - Izd. Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija «Iz-datel"skij dom «Narodnoe obrazovanie», 2011. - № 5. -S. 180-184.

11. Memorandum nepreryvnogo obrazovanija Evropejskogo Sojuza // Publikacija: Obshhestvo «Znanie» Rossii, 2001. - Rezhim dostupa: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (data obrashhenija: 06.01.2018)

12. Naumova, A. A. Rol" repetitorstva v sovremennoj sisteme obrazovanija / A. A. Naumova // Rossija mezhdu modernizaciej i arhaizaciej: 1917-2017 gg. : ma-terialy XX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii: v 2 tomah. - Surgut: ANOVO «Gumanitarnyj uni-versitet», 2017. - S. 385-390.

13. Strategija - 2020: Novaja model" rosta - novaja social"naja politika. Promezhutochnyj doklad o rezul"tatah jekspertnoj raboty po aktual"nym problemam social"no-jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda, 517 str. . - Rezhim dostupa: http://im.kommersant.ru/content/pics/doc/doc1753934.pdf (data obrashhenija 06.01.2018).

14. Federal"nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda s iz-menenijami 2017 goda Vkljuchaet vse izmenenija do 29 ijulja 2017 g. //Zakon ob obrazovanii RF. - Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashhenija: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515-530 (per. s angl. E. Fruminoj)

1. Baiborodova L. V. Individualization of the educational process / Psychology and pedagogical problems of the modern school student"s development: collective monograph / editor-in-chief of A. Yu. Nagornov. -Ulyanovsk: Zebra, 2016. - 174 pages.

2. Bray M. Private additional training (tutoring): a comparative analysis of models and consequences / M. Brey // Questions of education. - 2007. - № 1. - Page 65-83.

3. Burdyak A. Ya. Additional classes on school objects: motivation and prevalence/ A. Ya. Burdyak // Monitoring of public opinion: economic and social changes. -2015. - № 2. - Page 96-112.

4. «Virtual Academy» search in base of tutors in Moscow . - Access mode: http: // www.virtualacademy.ru/ (access date 29.12.2017)

5. «All tutors» the biggest base of tutors . - Access mode: https://vk.com/repetitorovnet (access date 03.01.2018)

6. Karnoy M., Frumin I. D. The profound analysis of results of researches of education quality in the context of education economic indicators. Priority directions of development: state and municipal management, 2013. Head: NIU «Higher School of Economics» / M. Karnoy, I. D. Frumin. - Access mode: https://www.hse.ru/org/projects/79650846 (access date 08.01.2012).

7. Qualification characteristics of educators" positions (Confirmed by the Order of the Minstry of Social development of Russia from 26.08.2010 № 761n) // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=97378&fld=134&dst=100029,0&rnd=0.025 66835373130627#0 (access date: 07.01.2018)

8. The comment to the Federal law of December 29, 2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation» (itemized) // Electronic fund legal and normative and technical documentation. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/420353316 (access dates: 06.01.2018)

9. «Your Tutor» company . -Access mode: https://repetitors.info/ (access date 29.12.2017)

10. Krylova N. G. Tutors come out of the shadow / N. G. Krylova // National education. - Prod. Autonomous nonprofit organization «National Education Publishing House, 2011. - № 5. - Page 180-184._

flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 2

11. Memorandum of continuous education of the European Union //Publication: Society «Znaniye» of Russia, 2001. - Access mode: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (access date: 06.01.2018)

12. Naumova A. A. Role of tutoring in the modern education system / A. A. Naumova // Russia between modernization and arkhaization: 1917-2017: materials of the XX All-Russian scientific and practical conference: in 2 volumes. - Surgut: ANOHE «Humanitarian University», 2017. - Page 385-390.

13. Strategy - 2020: New model of growth - new social policy. Intermediate report on results of expert work on current problems of social and economic strategy of

Russia until 2020, 517 p. . - Access mode: http://im.kommersant.ru/ con-tent/pics/doc/doc1753934.pdf (access date 06.01.2018).

14. The federal law «About Education in the Russian Federation» № 273-FZ of December 29, 2012 with changes of 2017 Includes all changes till July 29, 2017 // the Law on formation of the Russian Federation. - Access mode: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (access date: 06.01.2018)

15. Bray Mark. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. № 4. PP. 515-530 (translated from English by E. Frumina)

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

Новое на сайте

>

Самое популярное