Домой Стены Проект конвергентного образования в начальной школе "Космические дали". Конвергентное образование Конвергентный подход

Проект конвергентного образования в начальной школе "Космические дали". Конвергентное образование Конвергентный подход

По данным Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнут 57 востребованных сегодня профессий. Их место займут 186 других, в числе которых - ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Кто подготовит профессионалов, которые всего через несколько лет окажутся в первом составе специалистов будущего? Как разработать единый подход обучения?
Этот вопрос обсуждался в Московском институте открытого образования в рамках круглого стола «Конвергентное образование для будущего». Москва первой сделала важные шаги в достижении цели. «Курчатовский проект», «Медицинские, инженерные классы» - это основа нового подхода к обучению. Школы, участвующие в этих проектах, оснащены оборудованием, позволяющим изучать медицину, инженерное дело, робототехнику, физику не в теории, а опытным путем.
- Партнерские отношения с ведущими вузами, промышленными предприятиями и производственными площадками нашей страны развиваются школами, для того чтобы ребята могли делать проекты под руководством ученых, инженеров, практиков и получить представление о компетенциях будущего уже сейчас, - говорит директор школы №2030 Наталья Рябкова. - В их школьной конвергентной лаборатории разрабатываются автомобиль с удаленным доступом и проект «Современная космонавтика».
Не только школы, но и колледжи столицы предлагают новые векторы образования.
- Междисциплинарная интеграция, системно-деятельностный и метапредметный подходы - основа новой модели обучения, - считает директор московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Наталья Седова.
Здесь в рамках социального партнерства студенты принимают участие в деловой игре на базе аэропорта Домодедово, где создается имитация реальных производственных процессов, и ребята соревнуются с представителями своей будущей профессии в выполнении четко определенных задач. Большинство из них становятся победителями и призерами национального чемпионата WorldSkills, международных и городских соревнований.
Доцент кафедры автоматизации проектирования и дизайна Института информационных технологий и автоматизированных систем управления МИСиС Антон Аристов предлагает рассматривать IT-технологии как ядро конвергентного образования при конкретном подходе к обучению школьников. В ходе круглого стола он представил программы, реализуемые на базе вуза, которые будут интересны учителям дополнительного образования.
Как отметила начальник отдела дополнительного профессионального образования Московского центра технологической модернизации образования Светлана Герман, основная цель конвергентного обучения - формирование у обучающихся способности к самостоятельному мышлению и познанию, создание целостной картины окружающего мира.
Системное мышление, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность - это те навыки, которыми должны будут обладать наши выпускники. И, возможно, представленные в ходе круглого стола анализ и проекты образовательных комплексов Москвы окажутся в основе нового единого «Конвергентного образования для будущего».

Пресс-служба Московского института открытого образования

Понятие и определение конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

Взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

Реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

Взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

Междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

Переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

Модель познания – конструирование;

Сетевая коммуникация;

Обучение не предметам, а различным видам деятельности;

Надпредметные знания через НБИК-технологии

Ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

Медицинский класс в московской школе

Инженерный класс в московской школе

Кадетский класс в московской школе

Курчатовский проект – научнотехнологические классы

World Skills – классы, Junior Skills - классы

Тематические субботы

Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

Предмет «Технология» - новые подходы

«Школьные знания для реальной жизни»

Метапредметные олимпиады

НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций

Навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.


Готов ли школьник к «Миру Будущего»? Если нет, то в чём наша (учителей, управленцев, ученых) вина? Если да, то в чём наша роль? Попытаемся оставаться честными, отвечая на оба вопроса и не заниматься самовнушением, конструируя мир Будущего, удобный для нас, работников образовательного цеха. Мы хотим видеть ясные тренды, которые предсказуемо меняют мир. Но любой шаг любого тренда способен изменить всё. Тренды взаимодействуют, создают нечто новое. Мир меняется существенно неоднородно. Какие-то его части меняются непредсказуемо быстро, а другие – почти не меняются. Вот почему возникает ощущение «Разрыва», «расползания» реальности.

К.А. Скворчевский
Московский физико-технический институт,
департамент философии, профессор,
ГАПОУ «Колледж предпринимательства № 11»
Департамента образования г. Москвы,
заведующий кафедрой естественнонаучного образования,
доктор технических наук

В этой связи становится всё более очевидной нехватка целей, дефицит единых перспектив работы. Средств организации деятельности, инструментов работы вполне достаточно. Педагогический инструментарий весьма богат методиками, технологиями, образцом педагогического опыта. Дефицит лежит в пространстве целевых установок . На наш взгляд, «конвергентный подход в образовании» – именно о целях, а не о средствах самого образования.

Само понятие «подхода» здесь перестаёт претендовать на роль системы средств, технологий или техник образовательной деятельности. Принципиально важным становится использование любой образовательной технологии во имя достижения искомого результата. Весь акцент, все усилия разработчиков переносятся в область формирования ясных контуров того мира, в котором будет жить сегодняшний школьник через 5-10 лет.

Понятного нам самим «образа будущего» у нас нет. Это первая проблема, не решая которую хотя бы в первом приближении, невозможно осмысленно наращивать технологические средства.

Другой вопрос – ка оценить уровень адекватности наших средств деятельности требованиям «мира будущего»? Как разобраться в том, что у нас уже есть? Есть ли у нас эффективный инструментарий для подобного анализа? «Межпредметность», «междисциплинарность», «интегративность» – хорошо известные понятия, не одно десятилетие на слуху. Можно ли их существенно модернизировать, приспособив к требуемому движению в сторону будущего? Можно сколько угодно разбираться с каждой отдельно взятой технологией или методикой, но суть в том, что, на наш взгляд, только их взаимодействие, переплетение, взаимозависимость способны создать эффект подобия образовательной среды среде реальной жизни – столь же запутанной и непонятной.

Ключевым понятием должна стать категория «готовности» к будущему. Готовности и учителя, и ученика. Только через призму «готовности» мы должны видеть всё имеющееся у нас многообразие методологических средств образования. В большинстве случаев, в условиях укрупненных образовательных комплексов присутствуют в том или ином виде многие из тех элементов, которые необходимы для формирования соответствующей образовательной среды. Но между этими элементами не установлена адекватная система связей, не создана соответствующая топология, которая, в свою очередь, определяется системой целеполагания всей образовательной деятельности. И если целеполагание школы заключается в достижении высоких баллов ЕГЭ и успехах на предметных олимпиадах, то связи в системе элементов конфигурируются соответствующим образом. Но если целью становится готовность выпускника к успешному движению в мире конвергентных технологий, то и образовательная среда школы обязана структурироваться совершенно иначе. Как? Как всегда, это ключевой вопрос. Но на него, скорее всего, нет прямого, «технологического» ответа. И это, в данном случае, вполне соответствует логике решаемой проблемы. Выскажем осторожное предположение, что «прямого», логически выверенного пути к вхождению в мир будущего просто не существует. Как, собственно, нет логики и у самого будущего. Неопределенность, многовариантность будущего требует от своих участников готовности именно к неопределенности и многовариантности. Если угодно, готовности к тому, что все может прекратиться в любой момент. И ничего пугающе-страшного в этом нет. Логики и определенности будущего нет, но есть люди как носители замыслов, целей, идеальных представлений и возможностей коммуникации. Поэтому первый шаг, предлагаемый нами, не содержит в себе особой премудрости: максимально расширить число и разнообразие коммуницирующих субъектов образовательной среды. Сделать их коммуникацию неформальной и внесистемной, что не означает хаотичности и беспредметности. Внутри современного образовательного сообщества, несмотря на его постоянное внешнее расширение, сохраняется слишком много внутренних границ – коммуникативных барьеров. Не всегда полезно разрушать все барьеры, но естественное размывание границ уже идёт, вне зависимости от нашего желания. Информационные потоки цифрового мира всё увереннее ликвидируют главную границу – между имеющими и не имеющими доступ к информации. Универсальность доступа к информации существенно меняет статус учителя. Причём путей возможного изменения два.

Первый. Учитель теряет статус единственного носителя и транслятора знаний и постепенно трансформируется в организатора учебных коммуникаций, главная задача которого сформировать чёткую последовательность самостоятельных действий по освоению содержания изучаемой дисциплины.

Второй путь – стать для учеников «Мастером» с большой буквы, показывающим Собственным примером, что уметь гораздо важнее, чем знать. Трансляция не суммы знаний, а собственной личности в этом случае становится главным приоритетом. Что произойдёт с фигурой учителя, мы до конца не знаем. Скорее всего, реализуется какой-то смешанно-промежуточный вариант. Не исключено, что в некой перспективе снова возникнет запрос на фигуру учителя в самом её традиционно-классическом смысле. Но в любом случае образовательное сообщество перестанет быть замкнутой иерархизированной структурой, в содержательном плане ориентированной на воспроизводство собственных представлений о мире Будущего. Есть ли что-то или кто-то, кто мог бы помочь образовательному сообществу в нелёгком процессе собственной трансформации? Да, есть. Это, прежде всего, представители многих профессиональных сообществ – инженеры, учёные, врачи – которые начинают понимать, что без постоянного притока мотивированных, подготовленных учеников развитие собственной профессиональной деятельности становится невозможным. А таких ребят может дать только школа. Научно-технологическая элита готова сделать шаг в сторону школы (и ни один шаг). Но и школа должна продемонстрировать свой запрос, свою степень проблематизации.

Итак, установив, что конвергенция наук и технологий формирует ту основу пространства целей, ради которого работает и развивается современное образование, попытаемся достаточно кратко и предварительно охарактеризовать ключевые черты «мира Будущего» именно как мира конвергенции.

По мысли одного из главных идеологов концепции конвергенции М.В. Ковальчука, будущее связано, прежде всего, с преодолением традиционно сложившихся в сознании человека и научной культуре дисциплинарных границ. В реальной природе подобных границ нет, и человечеству также предстоит ликвидировать подобные границы, тем самым приближаясь к воспроизводству в подлинном смысле «природоподобных объектов». Интересно отметить, что на ранних этапах развития европейской науки, так как она была задумана в трудах Аристотеля, исходная междисциплинарность, интегративность знания выступала в качестве обязательного требования. Целостный космос просто не мог быть разделен на отдельные «предметы», изучаемые по отдельности узкими специалистами. Однако научная революция Нового Времени (1543-1687 гг.) коренным образом изменила базовые установки. Галилеевско-ньютоновский идеал естествознания предполагал не только тотальную математизацию и внедрение экспериментальных практик, но и установление дисциплинарных границ между различными областями знания. Интересно, что декларируемоеединство научного метода могло бы стать непреодолимым препятствием на пути междисциплинарной разобщенности, но от науки Нового Времени потребовалось нечто другое, а именно – технологическая полезность Науки, ее практический выход.

Превращение фундаментального знания в мир технологий искусственно сузил границы самого знания, способствовал выделению из мира знания пригодных для практического использования областей предметных сведений. Достаточно быстро стала нарастать предметная дезинтеграция естественнонаучного знания. Не все деятели того времени видели опасность подобного предметного расщепления науки. Например, Огюст Конт – отец позитивизма и социологии – полагал, что чем больше разных наук, тем лучше. Объединение различных предметных областей знания таит в себе опасность подчинения науки некой единой метафизической Идее, Концепции, наподобие гегелевской. Этого допустить нельзя, поэтому дисциплинарное дробление наук необходимо всячески поощрять. Но уже в конце XIX века возникает достаточно мощное движение за междисциплинарное взаимодействие и междисциплинарную интеграцию. И здесь, как и в первом случае, роль «задающего генератора» сыграли технические науки. Реализация крупных межотраслевых проектов в химической, электротехнической и радиотехнической промышленности заставило по-иному взглянуть на границы научных дисциплин. Само понятие фундаментальной глубины и проработанности отдельных вопросов неизбежно отходило на второй план по сравнению с конкретными умениями сконструировать работоспособное техническое устройство или технологию.

С идеологической точки зрения первопроходцем идей междисциплинарного синтеза следует, конечно, признать В.И. Вернадского (1863-1945). Если говорить о развитии именно отечественной традиции междисциплинарности, то очень серьезный следующий шаг, связанный с широким внедрением математических методов моделирования различных по своей природе процессов, был сделан выдающимся советским математиком, академиком Н.Н. Моисеевым. Моисеев не без оснований полагал, что единство принципов организации природы дает возможность единого математического описания и предсказания поведения самых различных природ. Дальнейшее движение в данном направлении стимулировала сама жизнь, которая выдвинула на повестку дня разработку и практическую реализацию небывалых по масштабу и материальной затратности проектов середины ХХ века – ядерного, ракетно-космического, кибернетического, радиолокационного. Коренным образом изменилась система организации труда ученых и инженеров, их возможность претендовать на авторство в конечных результатах работы.

Прежде всего, возникли укрупненные межотраслевые научные коллективы, в которых междисциплинарность стала нормой. С другой стороны, новейшие достижения в области микроэлектроники и молекулярной биологии принесли с собой новые технические возможности, связанные с возможностями управления отдельными атомами или молекулами. Пионером в данном направлении выступил японский специалист в физике конденсированного состояния вещества Нориро Танигути, который первый стал говорить об управлении отдельными атомами и атомными структурами с нанометровой точностью. И вот уже небезызвестный Эрик Дрекслер выдвигает проект создания наномашин, выполняющих полезную работу внутри человеческого организма. Постепенно к началу 2000-х годов складывается концепция НБИК-конвергенции.

В основе такой конвергенции лежит идея некоего фундаментального структурного элемента, которым человек уже умеет неплохо управлять. Что позволяет в целом, применяя одновременно все способы управления, конструировать природоподобные объекты. В твердотельных структурах – это атом, в биологических – ген, в информационных – бит, в когнитивных – нейрон. В целом получается нано-био-инфо-когито-конвергенция (НБИК). Предпринимались также попытки добавить еще и социальные технологии. Но они пока не получили широкого распространения. Проблема включения социальных технологий в структуру НБИК-конвергенции во многом определяется неопределенностью базового структурного элемента гуманитарного знания, управление которым способно трансформировать социальные области знания в режим конкретных технологий. Помимо достаточно футуристических планов преобразования человеческой природы средствами НБИК- технологий уже сейчас реализуются ряд направлений, которые существенно меняют характер развития «человек-машинных» систем. Что происходит в этой сфере?

Во-первых, меняется уровень сложности интерфейсов «человек-машина». Человеческий интеллект все глубже проникает в электронную начинку компьютеров, делая свое общение с компьютером все более эффективным.

Во-вторых, предпринимаются все более смелые попытки внедрения наноустройств и наномашин в тело человека. Эти устройства призваны восполнить недостающие возможности человеческого организма, вылечить ранее не поддающиеся лечению болезни.

И, наконец, человеческий разум перестает бытовать как отдельно взятый, а все глубже включается в глобальные корпоративные информационные сети, позволяющие ему как овладевать новыми информационными возможностями, так и управлять самыми отделенными техническими системами. Вся мощь глобальных корпоративных информационных сетей заключается именно в их всеобщности, в том, что каждый житель Земли может принимать участие в ее создании.

Интересно, что во всех футурологических прогнозах 70-х годов считалось, что на Марс человек высадится быстрее, чем будет создано единое всемирное хранилище информации. Но прогнозы ошиблись и понятно почему. Проектирование полета на Марс в традиционном ключе понималось как деятельность некоей ограниченной проектной группы инженеров и специалистов. В таком темпе, такими ресурсами глобальное хранилище информации создавалось бы очень медленно. Но оказалось, что мировую информационную сеть, в отличие от межпланетного космического корабля, могут создавать все граждане Земли без исключения. Отсюда колоссальная скорость наращивания мощности информационных систем. И здесь же коренятся все опасности превращения человека в информационный придаток глобальной сети, утраты свободы целеполагания. Причем самые большие проблемы стратегического характера возникают у тех, кто берет на себя смелость направлять движение информационного мира, определять перспективы его движения. Стать во главе неопределенности и многовариантности – вот что предстоит руководителю Будущего. И если мы хотим, чтобы их в этом отношении не постигло полное фиаско, то готовить к такого рода миссии нужно уже сегодня.

Какие подсказки есть уже сегодня? Во-первых, становятся все более отчетливыми глобальные трансформации одной из древнейших категорий в культуре человечества – категории труда. Цифровой мир решительно размывает традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала. Все привычные границы в трудовых отношениях попросту исчезают. Растворяется граница между трудом и отдыхом, между местом работы и территорией отдыха. И, самое главное, исчезают границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден практиковать профессиональные навыки во множестве смежных областей. И это зачастую приводит к еще большей запутанности его действий, утрате перспектив и смыслов движения в логике профессиональной траектории. Попытка перенаправить собственную ответственность узкой группе управляющих не приведет ни к чему хорошему. Узкая группа не будет в состоянии справиться с неопределенностью Будущего, что будет порождать дополнительный хаос и трагическое мировосприятие. Молодежи надо готовиться «брать бразды» управления в свои руки. Это звучит банально, но именно в подобной готовности и заключается основная смысловая нагрузка современной школы.

С другой стороны, логика современной глобализации также требует «своего». Глобализационные процессы завоевали почти все. Произошла почти полная унификация принципов и технологий организации деятельности. Внедрение единых технологий менеджмента, в свою очередь, потребовало столь же жесткого нормирования и унификации правил коммуникативной деятельности. Формируется единое пространство обмена информацией. Но остается еще нечто, до конца не схваченное процессом глобализации. Это – человеческие ценности, критерии оценки ситуации. Ценности становятся точкой опоры всего единого глобализационного процесса. И в этом вопросе пока что решительного продвижения нет. Даже с учетом того, что человечеству удается навязать единые нормы потребления, это еще не дает полной власти над миром ценностей.

Европейское сознание по природе своей слишком дихотомично, бинарно, не терпит раз и навсегда заданной целостности и определенности. В данном контексте именно это обстоятельство не дает европейскому человеку остановиться на чем-то понятном и завершенном. Оно требует истории, движения, развития. И всякий мир Будущего всегда будет восприниматься как неокончательный, незавершенный, «недоделанный». В нашем случае это спасительный момент, поскольку лишает нас необходимости абсолютно четкого прочерчивания контуров грядущего. Европеец ощущает себя комфортно лишь в условиях исторического бытия. И это надо иметь в виду, когда мы заботимся о будущем мире конвергенции наук и технологий. Очень важно, чтобы конвергенция продолжалась, не останавливалась, и каждый мог бы принять в ней участие. На фундаменте данного обстоятельства можно построить конкретные технологии организации готовности школьников к жизни в конвергентном мире.

Современная школа остается верной наукоцентричному идеалу Научной Революции Нового Времени. Предметная организация учебного материала и наращивание узкого профессионализма и поныне являются краеугольными камнями школьной дидактической системы. Даже внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности в структуру отдельных предметов или метапредметов не решает проблему в принципе. Даже полноценная реализация проектного подхода оказывается недостаточной с точки зрения подготовки школьника к миру конвергенции наук и технологий. Что остается за кадром? Самое главное – умение работать в командах предельно широкого типа, взаимодействовать не только с себе подобными, понятными, профессионально близкими. Такое взаимодействие уже не воспроизводит условия реальной конвергенции. Только там, где школьник сталкивается с непонятным для себя, с инаковым, быть может, даже чуждым опытом содержания может произойти возникновение внутренних предпосылок работы в условиях конвергентного мира. С чего начать? Как построить такое взаимодействие? И нужно ли для этого разрушать традиционную структуру уроков, занятий, классно-урочную систему и т.д.? Вопрос непростой. Соблазн велик и опыт подобного разрушения уже имеется. Правда, в истории везде приходилось вновь возвращаться к традиционной школе. Пока что можно осторожно предположить, что имеет смысл формировать параллельный режим создания особых метапроектных школьных коллективов. Обязательно с участием разных возрастов и направлений деятельности. Своего рода мастерских , в которых каждый, с одной стороны, занимается своим делом, но также легко может изменить вид деятельности, освоить то, что делает его сосед. Руководство мастерской осуществляют взрослые наставники, но их участие минимально и происходи в режиме подсказывания и «подыгрывания». Другой вариант – ставить перед коллективами мастерских задачи, заведомо не решаемые на данном уровне развития детей. При этом оснащать мастерскую оборудованием, экспериментальными установками, хотя бы минимальное освоение которых уже будет являться выходом в «иное измерение» для юных участников проекта.

Начинать можно с определенного профиля деятельности – Инженерного, Медицинского, Материаловедческого. Каждый из этих профилей разворачивается в систему нестандартных задач, связанных с освоением аналитического оборудования (масс-спектрометров, хроматографов, фурье-спектрометров и т.д.). В конечном итоге, сложение различных усилий – есть главная цель.

Творцы конвергентного мира все продумали замечательно, кроме одного: новой системы организации деятельности участников проектов. Оказалось, что носители предметных областей знаний привыкли эффективно работать только на те задачи, которые им лично интересны. Но как обеспечить совместность усилий в процессе конвергенции? Что будет определять деятельность сообщества, формировать его границы? И это в настоящее время – задача из задач. Можно сказать, что творцам конвергенции не хватает не конвергентного образования, а, если можно так выразиться, «конвергентного воспитания» , т.е. способности к совместной продуктивной деятельности. Способности преодолеть узкопрофессинальные и узкопредметные интересы, на минуту забыть о собственном рейтинге и индексе цитирования и вместе со своими коллегами направить все усилия на решение общей задачи. Именно формирование принципов и методологии «конвергентного воспитания», на мой взгляд, станет в ближайшем будущем естественным «человеческим» фундаментом как для успешного возведения здания конвергентных наук и технологий, так и для реализации на практике идей «конвергентного образования».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конвергентное образование: социальный аспект

Настоящую статью следует рассматривать в контексте НБИКС-конвергенции. Напомним, что в аббревиатуре НБИКС представлены важнейшие технологии современности, а именно, нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии. Все технологии синергийно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга, создавая небывалые, чрезвычайно мощные средства преобразования человека и земной цивилизации . Указанная тенденция современной науки связывается с попытками формирования эволюции человечества как осознанно направляемого процесса трансформации природы человека . Если рассматривать НБИКС-конвергенцию как основу социального прогресса, то важнейшие её аспекты связаны в первую очередь с конвергенцией социальных технологий. Именно эти аспекты и стали предметом мозгового штурма, проведенного в феврале в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета (ЮФУ). Цель мозгового штурма состояла в выработке предложений для продвижения НБИКС-конвергентного образования в ЮФУ. Своеобразным вызовом к штурму послужила статья , опубликованная в Инженерном вестнике Дона в 2015 году. В обсуждении приняли участие учёные и преподаватели, представители и гуманитарных, и естественных наук, аспиранты и студенты старших курсов. Результаты работ многих из них были представлены в разное время в Инженерном вестнике Дона [например, см. 4, 5], и они в большей степени отражают точку зрения ученых-естественников. В настоящем обзоре вашему вниманию предложена иная точка зрения на проблемы конвергентного образования, а именно, конкретизация проблем её реализации в сфере социального знания.

Наука пытается познать сущность вещей, но эта сущность дискретна только на бумаге. Каждое явление или событие происходят в непрерывном континууме, единстве и взаимосвязи. Уже давно был признан эвристический потенциал мультидисциплинарности и трансдисциплинарности. Давно известны такие науки, как, к примеру, биохимия и биофизика. Под знамя трансдисциплинарности встали и социо-гуманитарные науки. Однако разрыв между так называемыми «физиками» и «лириками», несмотря на это, не уменьшается. Это связано в первую очередь с отрывом естественных и точных наук от социума, который лишь немного преодолевается в сфере коммерциализации научных открытий и достижений. Однако, новейшие технологии - это не просто товар, не просто атрибут, производная социальной реальности. Они формируют социальную реальность. Всем известно, что с появлением самолета социальное расстояние сократилась, наша планета стала маленькой и тесной, в любую ее часть можно добраться в течение дня. Интернет еще больше деформировал понятие расстояния, предоставив возможность мгновенной коммуникации. Под воздействием информационно-коммуникационных технологий трансформировалось и социальное время, и даже сам тип мышления (сегодня много говорят о «клиповом» мышление молодежи).

Следующие слова выдающегося учёного и мыслителя Р.Декарта еще больше актуализируются в свете дискурса о НБИКС-технологиях: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех» . Вот только метода изучения всех вместе пока нет.

Многие ученые согласны в оправданности аббревиатуры НБИКС - нано -, био -, инфо -, когнитивные технологии. Однако об уместности добавления сюда социо-технологий велись и ведутся споры. Но важно понимать, что создают НБИК технологии люди, продвигают и применяют эти технологии также люди, чья личность, мировоззрение и ценности были сформированы в определенном социальном и технологическом контексте. Мало добавлять «букву с» в целях «продвижения», «внедрения» технологий, хотя это, конечно, и необходимо. Нужно понимать, как именно та или иная технология будет применена, станет неотъемлемой частью единого нового.

Вот как это понимает член-корреспондент РАН, директор НИЦ Курчатовский институт М.В. Ковальчук: «Очевидно, что необходима принципиальная перестройка базовых составляющих существующей цивилизационной модели: наука, образование, технологии… Речь идет о создании принципиально новой техносферы, которая станет органичной часть природы» .

Не просто обозначить область слияния наук и актуализировать научный дискурс в области изучения особенностей НБИКС-конвергенции, а сконцентрироваться на поиске путей созидательного взаимодействия в общем ходе развития мировой цивилизации. Нет сомнений в том, что подобный процесс повлечёт фундаментальные социальные кризисы, и, в первую очередь, следует ожидать кризиса образования. Возможно, что от основанной на повседневном опыте определенности человечеству предстоит перейти к пониманию того, что в реальном мире не существует четких границ между многими, считавшимися ранее дихотомичными явлениями.

Так, в область неопределённости сдвигается различие между живым и неживым. Построение простых механических наноустройств (например, микророботов со жгутиком бактерии в качестве двигателя), источником энергии которых, например, служит АТФ синтез (комплекс ферментов, присутствующий практических во всех живых клетках - миниатюрный электромотор) показывает, что на микроуровне различие между живым и неживым не столь очевидно. А это означает, что есть лишь системы, в разной степени обладающие характеристиками, традиционно ассоциирующимися с жизнью. Представления о живых и неживых существах означают неизбежную трансформацию представлений о рождении и смерти вообще, ведь уже в настоящее время живые существа создаются с помощью генной инженерии. Может стать возможным создание сложных живых существ из отдельных элементов молекулярных размеров. А это в свою очередь порождает представления о возможности направленной эволюции, искусственном отборе. Благодаря конвергенции создается основание для перевода в качественно новое состояние человеческих возможностей посредством радикальной технологической перестройки, возникают предпосылки для кардинального изменения наших представлений о мире, о сущности природных процессов и явлений. Все активнее ставится вопрос о необходимости реинжиниринга наших базисных способностей . Какие в таком случае социальные противоречия породят подобные возможности? Очевидно, следует ожидать появления широкого спектра этических, социальных и философско-антропологических проблем - от оценки возможности создания в ближайшем будущем самовоспроизводящегося искусственного интеллекта, построенного на основе нановычислений, до осмысления того, сохранит ли какой-либо теоретический смысл однозначное различение естественного и искусственного в человеке и окружающей его среде.

Вслед за авторами статьи процитируем Нико Штера, одного из современных теоретиков общества знания: «Современные общества суть образования, которые отличаются, прежде всего, тем, что «сами производят» свои структуры, сами определяют свое будущее, а стало быть, обладают способностью к саморазрушению» . Нельзя не согласиться с авторами статьи и в том, что это суждение в полной мере применимо к перспективам NBIC-конвергенции, когда принципиальная непредрешенность и проблематичность трансформаций будет усилена «джокером» конвергентных технологий.

Поэтому многие участники мозгового штурма солидаризируются с авторами статьи в необходимости развития научных и образовательных направлений, которые «схватывают» многообразные и изменчивые взаимосвязи между социальным и техническим. Усиление тенденций междисциплинарности и трансдисциплинарности в социальных исследованиях технологий, модификация их экспертной функции, учитывающая не только потребности лиц, принимающих решения, но и широкого круга социальных акторов, будут стимулировать синтез философской и этической рефлексии, социологических подходов.

Так, естественным образом, мы попадаем в область образовательных методологий, а именно, методологий, связанных с фундаментальными процессами конвергенции знаний. Методологий уровня междисциплинарности и трансдисциплинарности! Причем, необходима не разовая, не индивидуальная или целевая переподготовка в рамках дисциплины, а глобальная системная масштабная образовательная деятельность, способная принципиально изменить ситуацию с практически полным отсутствием в современном образовательном процессе методологий конвергенции знаний . Как уже указывалось в решение такой задачи под силу ЮФУ, и может, и должно стать одним из приоритетов развития его научно-образовательного комплекса.

Большинство участников мозгового штурма склонялись к тезису необходимости пересмотра самого подхода к образованию. Так, предлагалось образовательные программы гуманитарных факультетов насыщать естественнонаучной составляющей, тогда как на естественнонаучных и технических факультетах должны не разрозненно и урывочно (как сейчас), а целостно преподаваться предметы гуманитарного блока. Однако и то, и другое должно вписываться в общую канву программы подготовки. Но как обеспечить такую целостную программу образования?

Достаточно очевидный шаг связан с формированием междисциплинарных магистерских программ на базе связанных с НБИКС образовательных направлений и программ. В ЮФУ в рамках Программы развития 2007-2013 г.г. был разработан ряд подобных программ, и в настоящее время ведётся подготовка магистров такого «междисциплинарного» уровня. Опыт подготовки показывает, что наблюдается определённое усиление методологий системности при сохранении углублённого изучения знаний базовой технологии. Такой опыт получен и на естественнонаучных, и на гуманитарных направлениях подготовки. Развитием данного направления следует признать введение университетом широкого спектра элективов и курсов по выбору, которые студенты смогут выбирать из программ других направлений. И, хотя само «приживление» внешней дисциплины к дереву основной программы вызывает больше проблем, чем позитивных изменений компетенций, но факт включения обучаемого в процесс формирования интегрированного знания нельзя не приветствовать. Формирование междисциплинарности магистерских программ ведётся всё-таки в рамках расширения классических образовательных стандартов на основе образовательных методологий, характерных при обучении по конкретным направлениям подготовки. По-сути, это методология мультидисциплинарности, когда решение научно-образовательных задач в рамках предметного поля определенной науки достигается с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин . Междисциплинарность же предполагает разработку нового понятийного аппарата и специальных научных теорий, необходимых для постановки проблем и решении научных задач, лежащих на пересечении предметных полей различных научных дисциплин. В отмечается, что междисциплинарные научные исследования носят, как правило, коллективный характер. В образовательных методологиях коллективные формы обучения связывают с введением проектных форм организации учебной и исследовательской деятельности, при которых в проектные группы будут входить представители различных специальностей. Методологически образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для коллектива студентов, что повышает их мотивацию. Преподаватель при проектном обучении становится компетентным сопровождающим мотивированной самостоятельной деятельности студентов по решению практически или теоретически значимой проблемы. Для междисциплинарных проектов - это актуальная проблема, поставленная в новом предметном поле, решение которой следует искать на стыках дисциплин. Наложение реализации междисциплинарной магистерской программы и обучения в рамках программной деятельности следует признать первым шагом в направлении методологии конвергентного образования, обеспечиваемого путём взаимодействия разных научных дисциплин и носителей этих знаний (учащихся и преподавателей). Формирование именно такого подхода к конвергенции образования поддержано многими участниками указанного мозгового штурма.

Следующий шаг в формировании конвергентного образования связан с понятием трансдисциплинарности, предполагающей синкретическое осмысление результатов различных научно-исследовательских практик на более высоком концептуальном уровне. Основой такого концептуального осмысления является принцип трансдисциплинарного синкретизма, в рамках которого социальная реальность рассматривается как целостная упорядоченная система, носящая эмерджентный характер. В этом случае конвергенция порождает целостную систему знаний, синкретически обобщающую на метатеоретическом уровне научные результаты, полученные в ходе различных дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских практик, связанных с изучением этих сегментов . Таким образом, методология конвергенции образования в свете НБИКС-технологий может быть определена как трансдисциплинарная. Исходя из этого понимания необходимо выстраивать программы, процессы и процедуры подготовки НБИКС-специалистов.

Такой подход позволит воспитать целостного, многостороннего, многомерного специалиста, умеющего находить взаимосвязи в явлениях, способного за деревьями разглядеть лес, знающего как применить знания на практике и осознающего последствия своих действий.

конвергентный образование социальный

Литература

1. Bainbridge, M.S., Roco, M.C. Managing Nano-Bio-Info-Cogno Innovations: Converging Technologies in Society. N.Y.: Springer, 2005. 390 p.

2. Свечкарев, В.П. Конвергентное образование на основе когнитивных технологий // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. Ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2887.

3. Khushf, G. (2005). The Use of emergent technologies for enhancing human performance: Are we prepared to address the ethical and policy issues? Public Policy and Practice. 4(2). pp.1-17.

4. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат. - М.: Академический проект, 2011. 335 с.

5. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Том 6. №1- 2. С.13-23.

6. Родзин, С.И., Титаренко, И.Н. NBIC-технологии, искусственный интеллект и электронная культура // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2013. № 2 (13). С. 1-14.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности альтернативного образования как социального феномена в российском обществе. Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования в обществе. Особенности продвижения разных типов сайтов, посвященных альтернативному образованию.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2017

    Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов. Понятие "мирового образовательного пространства". Россия в мировом образовательном пространстве. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Проблема оценки качеством образования. Качество образования как объект управления. Аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса как механизмы управления качеством образования.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2010

    История развития среднего и высшего образования. Организация учебного процесса в университете, формы преподавания. Жизнь студентов. Ведущие университеты Испании, Великобритании, Франции, Германии, их основание, периоды кризиса и организация обучения.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития. Этапы развития образования как социального института и общественно-государственной системы. Современные противоречия образования, пути их преодоления и тенденции развития.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования. Сущность, формы, виды и содержание дистанционного образования в России и за рубежом. Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2015

    Социальное образование как самостоятельное направление в системе образования. Кризисность современного образования. Необходимость подготовки субъектов социальной работы, квалификационные стандарты. Задачи Международной Федерации социальных работников.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Характеристика гуманизации образования, построения отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения: от авторитарного к демократическому. Исследование улучшения качества преподавания гуманитарных предметов.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2011

    Новая целевая ориентация образовательной парадигмы. Технологический аспект образовательного процесса и содержание современного образования, средства его гуманизации. Педагогическое взаимодействие в творческой образовательной среде. Закон обратной связи.

Конвергентный проект в начальной школе.

Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.

Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:

    Взаимосвязь теории и практики.

    Гуманизация обучения.

    Сотрудничество педагога и обучающегося.

    Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.

    Межпредметность и метапредметность в обучении.

    Исследовательский принцип.

Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:

«Космические дали».

Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.

1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1

и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.

Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:


Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.


А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.


По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:

Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».

Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».

Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».

Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».

На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».

Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.


Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.

Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.

Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.

Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.


А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.

У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».



Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.

Новое на сайте

>

Самое популярное