Домой Электричество Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс). Презентация на тему " долг и совесть" Как появился долг

Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс). Презентация на тему " долг и совесть" Как появился долг

«Прости меня…» Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул: - Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать! - Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему: - Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал: - Прости меня! Будда произнес: - Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!


Что такое долг?

Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

Долг -объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.


  • -Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
  • -Есть ли у Вас обязанности?

Долг

Моральный

Общественный

  • человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни.
  • все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.

  • В учебе;
  • На отдыхе;
  • В семье;
  • По отношению к друзьям.


Контроль исполнения долга:

Внешний

(общественное

мнение)

Контроль

Внутренний

(совесть)


  • Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.
  • Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.

  • - Для меня совесть – это….
  • - Всегда ли я поступаю по совести?
  • - Что мне мешает это сделать?

Домашнее задание

  • Параграф 8 – пересказ.
  • Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обществознание 9 кл. ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Одной из основ духовного мира общества и человека является_____ (А). Она является ____(Б) и нормой оценки поведения людей в обществе. Она основана на _____(В). Она складывается из моральных норм и _____(Г).Они служат оценкой поступков, слов и ___(Д) людей. К аждый человек имеет моральную ___(Е), которая способствует выбору личного решения. 1. Мораль 7. Нормы 2. Намерения 8. Ответственность 3. Правила 9.Система ценностей 4. Свобода 5. Нравственность 6. Моральные ценности Заполните пропуски в тексте: 135624

общественный моральный Долг – независимая от желания самого человека обязанность необходимость выполнения обязанностей перед обществом, государством, народом, коллективом, семьёй и отдельным человеком. выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Контроль за исполнением долга

санкции - меры воздействия на человека со стороны общества или государства

социальные санкции

Совесть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков;

Собери пословицу Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай

У высоконравственного человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите свое мнение, согласны ли вы?

§ 35, составить план по теме « Долг и совесть». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...

Долг - это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием обще­ственного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?

Слайд 2: Что такое объективные обязанно­сти?

Объективные обязанности – обязанности, неза­висимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанно­сти?

Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Общественный долг - это все объек­тивные обязанности, которые человеку необходимо в жиз­ни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Слайд 4: Моральный долг

Когда человек превращает требо­вания морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жиз­ни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг

Слайд 5: Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - само­контроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

Слайд 6: Что такое совесть?

Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный само­контроль и самооценка человека. Что такое совесть?

Слайд 7: Проверочный тест

Слайд 8

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем - как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Слайд 9

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, вели­кодушным, милосердным, а в других - способен на неблаговид­ные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стре­мятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам ». Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе?

10

Слайд 10: Моральный выбор  это ответственность

11

Слайд 11: План урока

Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока

12

Слайд 12: Проблемные вопросы

Какое поведение вызывает моральное одобрение и мораль­ное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы

13

Слайд 13: 1. Моральный выбор

«Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, ли­цемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе ». Итальянский мыслитель Н. Макиавелли 1. Моральный выбор

14

Слайд 14: 1. Моральный выбор

Это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор

15

Слайд 15: 1. Моральный выбор

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к поль­ской панночке. 1. Моральный выбор

16

Слайд 16: 1. Моральный выбор

Противоположный путь - путь самопожертвования избрал Данко - герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль ». Ценой своей жизни он спас людей. 1. Моральный выбор

17

Слайд 17: 1. Моральный выбор

Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предатель­ства, а в другом - поступает честно, морально? 1. Моральный выбор

18

Слайд 18: 1. Моральный выбор

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский) 1. Моральный выбор

19

Слайд 19: 2. Свобода - это ответственность

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумы­валась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащен­но биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно откры­то. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода - это ответственность

20

Слайд 20: 2. Свобода - это ответственность

Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совер­шить осознанный выбор? 2. Свобода - это ответственность

21

Слайд 21: 2. Свобода - это ответственность

Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и пред­видеть их последствия. 2. Свобода - это ответственность

22

Слайд 22: 2. Свобода - это ответственность

Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а так­же их последствия. 2. Свобода - это ответственность

23

Слайд 23: 2. Свобода - это ответственность

Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь поня­тий « свобода » и « ответственность ». Приведите примеры. 2. Свобода - это ответственность

24

Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекру­шение. На корабле только одна спасательная шлюпка и восполь­зоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или мораль­ные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

25

Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гаран­тировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

26

Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека - по словам или по его по­ступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее - суд собственной совести или пори­цание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

27

Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

28

Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

29

Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

30

Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учи­тель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

31

Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристиче­ском слете. Во время соревнований один из участников команды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

32

Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание

§ 9. Объясните смысл высказываний: « Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязан­ность ». Французский писатель и философ А. Камю «Мораль начинается там, где кончаются разговоры ». А. Швейцер «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер, российский писатель Домашнее задание

СЛАЙД 1 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «долг»? Скорее всего, деньги, вещи, то, что необходимо вернуть.

СЛАЙД 2 Существует еще один смысл этого слова. Долг-это нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. Воинский долг, родительский, долг гражданина - говорит уже совершенно о других обстоятельствах.

СЛАЙД 3 Долг связывает человека с обществом, другими людьми, тем самым он приобретает объективные обязанности и ответственность. Слово объективные – значит, независимые от нашего личного желания.

СЛАЙД 4 Наука предлагает различать в долге две стороны-долг общественный и долг моральный. Общественным долгом называют обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека – на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе. Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека.

СЛАЙД 5 Обратимся к примерам: в рассказе Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоя на посту, услышал, что в полынью попал человек и зовет на помощь. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. В конце концов солдат решился и вытащил тонувшего. Так бывает часто, подобный вид долга дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какой ему следует выполнить в первую очередь.

СЛАЙД 6 Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? Существует, и даже двойной: внешний - контроль общества (общественного мнения) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим.

СЛАЙД 7 ...Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных лагерей смерти.

СЛАЙД 8-9 Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

СЛАЙД 10-11 Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи.

СЛАЙД 12-13 На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

СЛАЙД 14 Внутри человека каждый его шаг проверяется совестью: человек сам анализирует свои обязанности, сам требует от себя их выполнения и дает оценку своим поступкам. А значит, совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности, т. е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

СЛАЙД 16 Запишите домашнее задание

ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Категории долг и совесть. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – ЭТО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛИ. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. ТО, ЧТО ОБРАЗУЕТ ФОРМАЛЬНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ В СТИХИЙНО ФОРМИРУЮЩЕМСЯ СОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА. К ПРИМЕРУ, КАТЕГОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ ПОЛУЧИЛО ИСТОЛКОВАНИЕ ЕЩЕ У АРИСТОТЕЛЯ, СУЩЕСТВУЕТ В СОЗНАНИИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИИ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.

ПРИ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ КАТЕГОРИИ: – добро и зло; – благо; – справедливость; – долг; – совесть; – ответственность; – достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности другими людьми,выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко обществом, перед апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Новое на сайте

>

Самое популярное