Домой Электричество Недельный круг церковных богослужений. Суточный круг богослужения

Недельный круг церковных богослужений. Суточный круг богослужения

Су́точный богослуже́бный кру́г в православии - череда богослужений, совершаемых на протяжении суток.

Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений:

Повечерие

Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду; призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного суда, который придёт внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Первый час - соответствующий общепринятому седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час - соответствует девятому часу утра, напоминает молящимся о сошествии Святого Духа на апостолов.

Шестой час - соответствует двенадцатому часу дня, напоминает молящимся о распятии Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час - соответствует третьему по полудни - воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа; в рамках суточного круга завершает его.

Между часами совершается междочасие (в современной практике это происходит только в некоторых монастырях в простые седмичные дни). Междочасие состоит из чтения трёх псалмов, тропарей, молитвы святителя Василия Великого и отпуста.

Сформировался в монастырях Востока к IV веку; первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.

Божественная литургия является главным богослужением. На ней воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство святого Причащения, установленное Им на тайной вечери. Литургия служится утром.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Нетрадиционные материалы для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни недели совершением церковных служб. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в истории Церкви или особо почитаемому святому.

Все службы недели вместе образуют так называемый недельный, или седмичный богослужебный круг.

Первый день недели – день Воскресный. Он посвящен воспоминанию Воскресения Христа. Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Своих страданий и Крестной смерти, Господь Иисус Христос воскрес. И из гроба, окруженный небесным сиянием, вышел Спаситель мира – Жизнодавец Христос Господь. Он воскрес силою Своего Божества.

В понедельник – первый день недели после Воскресения – Церковь прославляет ближайших слуг Божиих – Ангелов. Ангельский мир был сотворен прежде человека. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка означает «Вестник». Это бесплотные, бестелесные духи. Но иногда Господь дает им являться людям в телесном виде, открывая им волю Божию.

Во вторник прославляется святой пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. По слову Самого Господа, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Аскет, подвижник, по повелению Божию пришел в долину реки Иордан возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, - призывал пророк, - Сотворите достойные плоды покаяния». Исправьте свою жизнь. Встречайте Того, Кто будет крестить вас Духом Святым.

В среду Церковь вспоминает предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа первосвященникам иудейским. За цену раба, за тридцать сребреников один из апостолов – Иуда Искариот – предал своего Учителя и Господа Его врагам на Крестную смерть. Поэтому среда – день поста в православной Церкви.

В среду совершается служба Животворящему Кресту Господню. Сын Божий умер на Кресте за наши грехи как человек, чтобы сыны человеческие были избавлены от вечной смерти и вошли в Царство Божие, в Жизнь вечную.

В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека. Своей проповедью апостолы обратили сердца множества людей ко Христу.

Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Иоанн богослов умер в заточении в глубокой старости. Число же христиан после кончины святых апостолов год от года росло, и вера христианская распространялась по всей земле.

В пятницу Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Спасителя. Поэтому в этот день – день поста, также как и в среду, в православных храмах совершаются службы Животворящему Кресту Господню.

Своими страданиями и смертью Христос искупил нас от вечной смерти. И когда мы слышим слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа: «Вы куплены дорогою ценою», - то мы понимаем, что это обращение – к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Мы куплены дорогою ценою.

В субботу Господь закончил творение мира и «почил от дел Своих». Его творение было прекрасно. Блаженный покой был завещан и людям в день субботний.

Суббота посвящена воспоминанию и прославлению всех верных рабов Божиих, наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного. Вспоминаем мы и всех в вере и надежде воскресения скончавшихся православных христиан.

Как всегдашняя Предстательница за христиан пред Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия вспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, но особо почитается Она в воскресение, среду и пятницу.

Завершается недельный Богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям. Мы постигаем высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

Православное богослужение удивительно и практически неповторимо. Если вы постараетесь запомнить богослужение в определенный день и придете в храм через год, богослужение будет другим. Ведь оно зависит от совпадения сразу трех циклов — суточного, недельного и годового круга богослужений. О недельном круге, его содержании и особенностях ученикам нашей школы рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Ровное священник Кирилл Бауков.

Православное богослужение циклично. Так, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая Рождество, страдания, смерть и Воскресение Христа. Причем мы не только слышим в храме об этих событиях, воскрешая в памяти какие-то детали, но и задумываемся над их нравственным значением для нашего спасения и преображения души.

А каждую неделю повторяется недельный круг богослужений. Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней, точнее, посвящение этих дней какому-то важному событию из жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Богослужебный недельный цикл начинается с воскресного дня, ведь это самый главный день седмицы, получивший название «малая Пасха». Собственно говоря, словом «неделя» в церковном календаре называют именно этот день, когда христиане отдыхают и не делают житейских дел (не-деля). В сознании современного человека воскресный день — это день отдыха, заканчивающий рабочую неделю. А в церковном сознании наоборот — воскресенье открывает неделю.

Урок литургики

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел. Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Вторник

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Истинному Богу сделали возможным пришествие в мир Спасителя мира. Олицетворением этой ветхозаветной праведности является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Христос сказал, что из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Службы понедельника и вторника содержат большое количество текстов покаянного характера. Стихира на «Господи, воззвах», которая поется в понедельник вечером, имеет определенное сходство с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского: «Все житие мое срамно изжих, Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче небесный, согреших очисти и спаси мя».

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Четверг

После Воскресения Христова святые апостолы отправились по всему миру проповедовать Слово Божие. Потому в четверг Церковь молитвенно прославляет апостолов и их преемников в лице одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца.

Апостолам посвящены на вечерне первые три стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне, на утрени — седальны, первый канон и стихиры на стиховне. Святителю Николаю посвящены на вечерне три стихиры на «Господи, воззвах», на утрени — второй канон.

Пятница

Трагические события Голгофской Крестной жертвы, бичевание, издевательство и казнь Иисуса Христа являются темой пятницы. Поэтому вся Церковь держит пост и вспоминает Животворящий Крест Господень. В пятницу второй канон утрени носит название «крестобогородичного». В «крестобогородичных» песнопениях Церковь молитвенно состраждет и прославляет Богородицу в Ее скорби и крестостоянии.

Суббота

Суббота — последний день недели, и в этот день Церковь вспоминает всех святых. И первой среди этих святых особо почитается Пресвятая Богородица. Конечно, мы прославляем Божию Матерь в любой день седмицы, но в субботу Она почитается особо. Также в этот день поминаются все наши усопшие, поминовение соединяется с воспоминанием о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и победе Его над смертью.

Как возник недельный круг богослужений?

Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20, 8-10). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В субботу совершалось священное собрание (см.: Лев. 23, 3); в этот день в жертву Господу приносились всесожжения (см.: Чис. 28, 9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24, 8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.

В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4, 16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий — господин и субботы (см.: Мк. 2, 28). Ученики Христа после Его Вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако днем совершения Евхаристии становится первый день недели. После того как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл.

Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения». Нередко этот день называли «восьмым днем» — как прообраз вечности. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Христос воскрес из мертвых.

В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати».

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение. И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь. Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню. В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.


1. Круг суточного богослужения

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, которое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного псалма 103–го, в котором прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мiра и окончившиеся рождением в мiр Спасителя мiра.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница - богослужение, которое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о десяти девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма 50–го и псалма 118–го, который изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня - богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.

Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час - крестная смерть Его.

Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером - Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром - Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время - Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мiрских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу В противоположность Студийским уставам Иерусалимские дают однообразный и тождественный с нынешним строй вечерни и утрени. Хотя это объясняется отчасти и более поздним возрастом этих уставов, но если принять во

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Литургика автора Керн Киприан

А. Развитие Суточного Круга Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобладает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное богослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви.В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕI. Вечерня1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик5. Вход

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

3. Круг годового богослужения. Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Круг любви Как показано в «Хижине», Бог - это «круг любви». Внутри него нет иерархии или борьбы за власть. Иерархия - человеческая конструкция, следствие грехопадения. Когда Мак спрашивает, есть ли «босс» среди трех Лиц Троицы, Бог выражает недоумение. Когда Мак

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Службы суточного круга (Office, Daily ). Ежедневные богослужения, предписываемые Католической, Англиканской и Лютеранской церквями. Во многих европейских языках служба обозначается производными от лат. officium, означающего выполнение долга, под к-рым подразумевается

Из книги автора

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз - Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

Из книги автора

Службы суточного круга Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после

Новое на сайте

>

Самое популярное