Домой Электроинструмент «Герои Украины» убивали поляков от мала до велика. Волынская резня. Историческая справка Уничтожить в борьбе

«Герои Украины» убивали поляков от мала до велика. Волынская резня. Историческая справка Уничтожить в борьбе

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц польской книги:

Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

. Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) — этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.
Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче — не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.
Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.
Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) — одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.
В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 — 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.
Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.
Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:
«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму - выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех - женщин, детей…
Геноцид начался в городах. Мужчин "неправильной" национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.

а над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать "в очередь"/попринимать активное участие...



Ей повезло. бандеровцы заставляют идти на коленях с поднятыми руками.



Позже бандеровцы вошли "во вкус".
9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.



Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.
Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.
Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники — Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами

ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 — в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва — жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.


ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.


Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.


Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек — супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.


Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа..Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие - он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: "Дорога к независимой Украине". А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые "венки".


"Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки - раз, ударил головкой об дверь - и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь - в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин..."

(из допроса бандеровки)


Подготовленные "венки"

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига

Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.


ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 - 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв - польских жителей села Половце, - уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.


"..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину"

(из допроса бандеровки)


Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть - результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.



Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.


ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН — УПА.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.

Это была неравная война, и она продолжается, только преимущество теперь на другой стороне. В 1943 году украинцы Волыни в несколько раз превосходили по количеству и умению местных поляков, от которых они решили избавиться. Сейчас похожее неравенство наблюдается в трактовке произошедшего. Польские ученые сразу после окончания Второй мировой войны стали прилагать большие усилия для изучения событий, называемых «волынская трагедия» или «волынская резня» в зависимости от пристрастий автора. Это позволяет им числом и авторитетом глушить голоса украинских коллег, взявшихся за тему только в 1990-х и испытывающих давление среды, где снова популярна идеология Степана Бандеры.

Насколько история 70-летней давности важна для политиков, стало очевидно, когда сейм Польши обвинил украинских националистов в геноциде, на польских улицах стали нападать на украинцев, а президент Порошенко встал на колени перед памятником жертвам Волынской трагедии в Варшаве. Bird In Flight прочитал доводы ведущих исследователей обеих стран, чтобы сделать практически безнадежную попытку взвешенно изложить предпосылки и следствия массовых взаимных убийств на Волыни.

Как жилось на Волыни до начала Второй мировой?

Около 30 % грамотного населения, как на Волыни в 1920-х годах, сейчас имеют Гвинея и Чад. Это близко к худшему показателю в современном мире - 26,2 % грамотных жителей в Мали. К началу войны Волынь почти догнала нынешнее Того - 52 % грамотных.

Волынь - историческая область на северо-западе Украины, большая часть которой сегодня входит в границы Волынской и Ровенской областей. В конце XVI века была захвачена Польшей, в конце XVIII - Российской империей, после поражения советской России в войне 1920–1921 годов снова попала под польское управление.

Волынь вернулась к Польше в плачевном состоянии. 87 % населения жило сельским хозяйством, при этом в ходу была архаичная трехпольная система севооборота. Не хватало дорог, больниц, на весь край было только 14 средних школ, лишь 30 % волынян умели читать. До 1939 года польская администрация построила более 1 900 новых школ и повысила грамотность до 52 %. Региональным центром в это время становится Луцк: там действуют два театра, два спортивных зала, музей и библиотека.

По данным переписи 1931 года, из 2 миллионов жителей края 70 % были украинцами, поляки составляли 16,6 % населения (самая низкая доля среди всех воеводств страны), евреи - около 10 %.

Разницу в условиях жизни в польской и советской частях Украины приблизительно показывают переписи. С 1921 по 1931 год украинское население Волынского воеводства выросло на 45 %, население УССР с 1926 по 1939 год - на 7,3 %.

Попав под власть Польши, украинцы Волыни избежали голода и репрессий, прокатившихся по советской Украине, но испытали дискриминацию по национальному и религиозному признаку. На работу в государственные учреждения Речи Посполитой православные и униаты не принимались; проводилось принудительное окатоличивание; церкви сносились или превращались в костелы. Чтобы противодействовать распространению национализма, на Волыни запретили даже те украинские общественные организации, которые легально действовали в соседнем Львовском воеводстве.

При всем при этом на Волыни национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты украинских националистов провоцировали полицейский произвол.

Средний размер земельного пая, выделенного украинским крестьянам в 1990–2000-х годах во время раздела колхозного имущества, составил 4,2 га: от 1,1–1,5 га в западных областях, до 7,0-7,9 га - в южных.

Болезненной проблемой был дефицит пахотной земли, усугубленный колонизаторской политикой правительства. Две трети крестьянских семей на Волыни имели участки площадью меньше 5 гектаров, но отставным военным из Центральной Польши на льготных условиях выделялось по 20–45 гектаров в районах с преимущественно украинским населением. Впрочем, столкнувшись с полным отсутствием инфраструктуры и открытой враждебностью местных жителей, поляки зачастую уезжали, продав украинцам землю с большой наценкой.

При всем при этом на Волыни, недавно вошедшей в состав Польши, национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты, совершенные членами Украинской военной организации и Организации украинских националистов, провоцировали полицейский произвол.

Почему во время войны отношения между поляками и украинцами достигли точки кипения?

Степан Бандера не руководил Организацией украинских националистов и созданной ею Украинской повстанческой армией на протяжении почти всей войны, поскольку до сентября 1944 года пробыл в заключении. После его ареста ОУН-УПА командовал Николай Лебедь, с мая 1943 года - Роман Шухевич.

В сентябре 1939 года, согласно пакту Молотова - Риббентропа, на Западную Украину вступили советские войска, которые уже летом 1941-го были выбиты оттуда вермахтом. Временное ослабление гнета после уничтожения польской государственности породило у Организации украинских националистов надежду на возможность суверенитета. Однако 30 июня 1941 года, после провозглашения «Акта восстановления Украинского государства» во Львове, три сотни членов ОУН во главе со Степаном Бандерой были арестованы немцами.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию.

В вооруженных формированиях рейха служили не менее 1,2 миллиона граждан СССР, и среди них: русские - около 400 тысяч, украинцы - 250 тысяч, белорусы - 70 тысяч, латыши - 150 тысяч, эстонцы - 90 тысяч, народы Средней Азии - около 70 тысяч, Северного Кавказа и Закавказья - до 115 тысяч человек.

Следуя политике «разделяй и властвуй», немцы отдавали украинцам мелкие должности в оккупационной администрации на землях с преобладающим польским населением и полякам там, где украинцы составляли большинство жителей. Полиция и вспомогательные части немецкой армии активно пополнялись украинцами - многие из них следовали призыву ОУН использовать возможность для обучения военному делу и получения оружия. Все это давало полякам повод обвинять украинцев в предательстве по отношению к бывшему совместному государству. В области Холмщина, где украинцы составляли треть жителей, польское подполье начало убивать видных коллаборантов.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию. Польская аналитика начала 1943 года гласила: «Большая часть украинского или псевдоукраинского населения на восточных землях Речи Посполитой положительно встретит возвращение польской государственности».

Какие события стали называть «Волынской резней»?

В издании Института национальной памяти Польши упоминается о 1 341 случае, когда украинцы пытались спасти своих польских соседей. Там же говорится, что 384 из них были убиты за это УПА.

9 февраля 1943 года подразделением украинских националистов были убиты 130–170 человек, все жители колонии Паросля (нынешний Владимирецкий район Ровенской области) - это считается началом организованного уничтожения поляков на Волыни. Террор распространялся от восточных районов края к западным, и к первым числам апреля погибли уже 7 тысяч поляков. 11–16 июля практически одновременно поляки были убиты в нескольких десятках (называются цифры вплоть до 186) населенных пунктов Волыни. Один из полевых командиров УПА писал: «После проведенной чистки поляков на территории редко можно встретить какого-нибудь ляшка».

Самые большие потери в процентах от довоенного населения за время Второй мировой понесла Польша - около 17 %. СССР - 13,7%, УССР в границах 1946 года - 16,7 %, учитывая жертвы среди жителей западных областей, которых Польша также считает своими гражданами.

Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

В августе 1943-го этническая чистка проходила уже у западной границы Волыни. На фоне множества трагедий и преступлений Второй мировой она выделяется не числом жертв, а характерной для крестьянских восстаний жестокостью (огнестрельное оружие применялось редко: людей кололи и резали подручными орудиями, сжигали и кидали в колодцы), многочисленными случаями пыток, тотальностью уничтожения независимо от пола, возраста и способности к сопротивлению. Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

Было ли уничтожение поляков на Волыни спланировано ОУН?

Дмитрий Клячковский (Клим Савур). Родился в 1911 году в Тернопольской области, учился на юрфаке Львовского университета, служил в польской армии. В 1941 году за антисоветскую деятельность приговорен к расстрелу, сбежал из тюрьмы. Позже - руководитель ОУН Львова, организатор и первый командир УПА на Волыни. Погиб в бою с отрядом НКВД в 1945 году.

Приказ ОУН об уничтожении поляков на Волыни не обнаружен. Самым весомым аргументом в пользу версии о его существовании остается выписка из протокола допроса заместителя руководителя ОУН на Волыни Юрия Стельмащука, захваченного НКВД в 1945 году. Он якобы заявил: «В июне 1943 года представитель Центрального провода ОУН Клим Савур (Дмитрий Клячковский) передал мне устно секретную директиву Центрального провода о поголовном и повсеместном уничтожении всего польского населения на территории западных областей Украины». Однако сам протокол этого допроса в архивах найти не удалось, а достоверность таких показаний ставится под сомнение из-за активного применения пыток сотрудниками НКВД.

Пожалуй, наибольшую поддержку среди историков имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур).

Хотя выжившие после войны руководители ОУН-УПА признавали, что их планы национальной революции предусматривали изгнание поляков и евреев, убийства на Волыни они представляли результатом народного бунта. В ответ польские историки просят предоставить документы или убедительные свидетельства хоть об одном нападении, которым не командовали бы члены ОУН-УПА.

Пожалуй, наибольшую - хоть и со многими оговорками - поддержку среди историков сейчас имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур). Это подтверждается критикой его действий на III Чрезвычайном большом сборе ОУН в конце августа 1943 года, а также октябрьским приказом № 1/43 ОУН , запретившим антипольские акции как «отклонение от политической линии организации».

Что послужило поводом для начала этнической чистки?

Антон Бринский (партизанский псевдоним - Дядя Петя). Родился в 1906 году, в Красной армии с 1928 года. В годы Второй мировой - командир группы подрывников, партизанского отряда, диверсионного центра разведывательного управления Генерального штаба. Полковник, Герой Советского Союза.

До 1943 года ОУН не создавала крупных вооруженных подразделений, чтобы не попасть под удар армий Германии и СССР, и выжидала, пока противники изнурят друг друга. Перелом в стратегии организации случился именно на Волыни. Во-первых, здесь набирали силу конкуренты в борьбе за симпатии местных жителей - атаман Бульба-Боровец и советские партизаны. Во-вторых, после Сталинградской и Курской битв стало ясно, что после неизбежного отступления немцев возникнет вопрос, кому принадлежат освобожденные земли Западной Украины. Националисты не хотели повторения событий 1918–1919 годов, когда украинцы проиграли войну с поляками и попали под их управление на собственных этнических землях. Вот почему Клим Савур начал создавать Украинскую повстанческую армию.

В распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новая армия сплотилась во время зачистки поляков.

Впрочем, скорое проведение только что созданной армией масштабной антипольской операции во многом было вызвано трагическим совпадением. Согласно докладу советского партизанского командира Антона Бринского, в начале 1943 года ему с помощью провокации удалось вызвать репрессии немцев против служащих украинской полиции на Волыни. Вопреки ожиданиям Бринского, бывшие полицейские, сбежав в леса, примкнули не к красным партизанам, а к националистам. Так в распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новую армию сплотили зачисткой поляков.

Почему поляков убивали так массово и жестоко?

После расстрелов в августе 1942 года из 20 тысяч обитателей Луцкого гетто в живых осталось около 3 тысяч. В декабре, когда немцы вместе с украинскими полицейскими попытались собрать их для вывоза на уничтожение, евреи забаррикадировались в здании бывшей гимназии, защищаясь подручными средствами и самодельным оружием. На следующий день восстание было подавлено с использованием артиллерии. Выжили только несколько человек.

Многие бойцы из тех, что вступили в УПА после дезертирства из полиции, получили первый опыт убийства мирных жителей во время расстрелов 200 тысяч волынских евреев. Главные роли исполняли немцы, но украинским полицейским поручалась охрана по дороге к месту казни, охота на беглецов и добивание раненых. Холокост учил их методике зачисток: раздать будущим жертвам гарантии безопасности и конфеты детям, ночью окружить населенный пункт, зайти на рассвете, разделить мужчин и женщин, мужчин убить первыми.

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь.

Катастрофическое влияние, которое участие в уничтожении евреев оказывало на украинскую молодежь, осознавал предстоятель грекокатолической церкви митрополит Шептицкий. Он обратился к шефу СС Генриху Гиммлеру с просьбой не использовать полицейских для помощи в расстрелах, а в ноябре 1942 года выпустил пасторское обращение «Не убий». Там говорилось: «Христианин обязан следовать Закону Божьему не только в частной, но и в политической, и в общественной жизни. Проливающий невинную кровь своего врага, политического противника, является таким же человекоубийцей, как человек, делающий это для грабежа, и точно так же заслуживает наказания Божьего и проклятия Церкви».

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь. Частой причиной преступлений было желание избавиться от соседей-поляков и завладеть их имуществом, но временами крестьян заставляли участвовать в расправах. Известный эпизод: летом 1943 года бандеровцы собрали украинских мужчин в селе Яновка и привели их в село Гай, где приказали убить вилами и топорами уже согнанных в яму поляков.

Были ли убийства на Волыни односторонними?

Армия Крайова (Отечественная армия) - главная вооруженная организация польского Сопротивления и одно из крупнейших партизанских формирований Европы времен Второй мировой войны. Подчинялась польскому правительству в изгнании, находившемуся в Великобритании. Руководство АК, как и лидеры ОУН, исходило из концепции двух врагов, надеясь поднять общенациональное восстание после взаимного истощения Германии и СССР.

К началу 1943 года на Волыни осталось около 200 тысяч поляков. Их элита была уничтожена или выслана советской властью, поселения разбросаны по территории края, польское Сопротивление не существовало. 5–6 тысячам бойцов УПА, поддержанных местными украинцами, противодействовали только ячейки сельской самообороны (пляцувки), получавшие оружие от немецких властей и советских партизан. Однако для восстановления порядка и карательных акций против украинцев на Волынь вскоре были переброшены несколько тысяч польских полицейских под немецким командованием, здесь же начали действовать девять отрядов Армии Крайовой. К осени 1943 года они перехватили инициативу.

В одном только Киверцовском районе самооборонцы из польских пляцувок убили около 600 украинцев.

Командующий Армией Крайовой генерал Тадеуш Бур-Комаровский докладывал правительству Польши в изгнании: «Немцы перекинули батальон полиции, который совершаемым нечеловеческим поступкам придает характер польской мести». А вот воспоминания одного из польских полицейских: «Нападаем внезапно из леса и делаем основательные чистки… В каждой деревне прежде всего сжигаем мельницы и церкви, так что вскоре на несколько десятков километров вокруг нет уже ни мельницы, ни церкви, ни попа. Также уничтожаем могилы и памятники». По подсчетам краеведа Ивана Пущука, в одном только Киверцовском районе самооборонцы из пляцувок убили около 600 украинцев.

«Кто первый начал?» и «Кто пострадал сильнее?» - два главных вопроса для запоздавшего поиска виновных в конфликте, где ни одна из сторон не готова объявить себя победителем. Ответ на первый бесконечно ищут в многосотлетней истории польско-украинских отношений. Второй гораздо проще из-за неравнозначности сил на Волыни. Имея численное преимущество в пять-семь раз, украинцы пропорционально реализовали его в убитых поляках.

…большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами.

Точное число жертв установить никогда не удастся. Неизвестно, сколько жителей Волыни покинули ее в 1939 году, чтобы не попасть под власть большевиков, сколько были репрессированы НКВД и как много волынян погибли от рук немцев. Польские исследователи считают убитых украинцами поляков по воспоминаниям выживших, и большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами. Украинцев, убитых поляками на Волыни в 1943–1944 годах, насчитывают от 2 до 20 тысяч человек.

Эти цифры не охватывают погибших в 1944 и 1945 годах по всей территории Западной Украины и Восточной Польши, когда раскручивающаяся спираль насилия и месть за совершенные убийства провоцировала все новые проявления жестокости по отношению к мирному населению. Тогда погибли еще до 100 тысяч человек обеих национальностей.

Был ли это геноцид?

К этому времени международные суды признали геноцидом уничтожение племени тутси, организованное находившимися при власти в Руанде представителями племени хуту (1994), и убийство сербскими солдатами боснийских мусульман в Сребренице (1995). А также десять лет продолжается суд по обвинению лидеров «Красных кхмеров» в геноциде жителей Кампучии (1975–1979).

22 июля 2016 года польский парламент установил Национальный день памяти погибших от рук украинских националистов на Волыни, формально признав события 1943 года геноцидом. Этот символический жест повлияет на отношения между Польшей и Украиной, однако не может иметь международно-правовых последствий.

Принятая в 1948 году ООН «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» предполагает наступление ответственности за геноцид только для государств, ее подписавших, и не ранее даты подписания. Конвенция была подписана УССР в 1949 году, и бойцы ОУН-УПА ни в коем случае не являлись представителями ее органов власти.

Международный трибунал признал геноцидом убийство Армией Республики Сербской 7-8 тысяч мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по числу и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

При этом убийства поляков на Волыни вполне вписываются в данное Конвенцией определение геноцида как «действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую», поскольку проведенные украинскими националистами зачистки очевидно преследовали цель уничтожить значительную часть польского населения региона.

Международный трибунал по бывшей Югославии признал геноцидом убийство солдатами Армии Республики Сербской 7-8 тысяч взрослых мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по абсолютному количеству и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

Фото на обложке: кости из братской могилы жителей волынского села Воля Островецкая, где в августе 1943 года подразделением УПА были убиты около 600 поляков. Съемка 1992 года

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник Забытый геноцид: «Волынская резня» 1943–1944 годов. Сборник документов и исследований / составитель А. Р. Дюков . - М .: Алексей Яковлев, 2008. - 144 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-903588-09-1

Фильмы

Ссылки

  • «Воєнна історія» #3_4 за 2003 рік Документи з відзначення 60-ї річниці трагічних подій
  • Ґжеґож Мотика Польська реакція на дії УПА: масштаб і перебіг каральних акцій
  • СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ IX-X МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.)

В июне 2016 года произошел обмен весьма интересными письмами между представителями Польши и Украины.

Бывшие президенты Украины, главы ряда украинских церквей, государственные и общественные деятели страны накануне 73-й годовщины событий, известных как «Волынская резня», обратились с письмом к польскому народу

«Мы просим прощения и в равной степени прощаем преступления и несправедливость - это единственная духовная формула, которая должна быть мотивом каждого польского и украинского сердца, стремящегося к миру и согласию... Пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья», - написано в обращении.

«Нынешняя война России против Украины еще больше сблизила наши народы. Воюя против Украины, Москва ведет наступление против Польши и всего мира», - утверждают авторы документа. Также они просят польских политиков ««воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого», которые могут использоваться третьими силами.

Ответить за польский народ решили депутаты парламента от правящей партии «Право и Справедливость».

«Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны, — говорится в ответе. — В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков — беззащитных женщин и детей».

«Москалей, поляков, жидов уничтожать в борьбе»

Суть этого обмена письмами заключается в следующем. Власти Украины отлично ладящие с Варшавой на почве враждебного отношения к России, хотели бы избавиться от исторических противоречий, связанных с «Волынской резней».

В Польше тоже не настроены обострять противоречия, однако есть серьезная проблема — идеологи и исполнители тех событий сегодня на Украине возведены в ранг особо почитаемых национальных героев. Не замечать этого в Варшаве не готовы, что и следует из ответа на примирительное письмо.

Противоборство украинцев и поляков продолжалось на протяжении нескольких столетий, но в XX веке оно было облечено в новую форму.

Представители объединений украинских националистов начали практиковать террор в отношении поляков еще до начала Второй Мировой войны, в тот период, когда земли Западной Украины входили в состав независимой Польши.

В начале Второй Мировой войны и перед нападением Германии на СССР украинские националисты очень активно сотрудничали с нацистами. Идеологи националистов рассчитывали с их помощью добиться создания независимого украинского государства.

Это государство должно было стать этнически чистым, избавленным от тех, кого Степан Бандера и другие руководители националистов записали в число «врагов».

В апреле 1941 года руководство Организации украинских националистов (ОУН) выпустило инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны», где отдельным разделом оговаривались задачи и организация так называемой «службы безпеки» (то есть безопасности) после начала агрессии против СССР.

Подчёркивалось, что «служба безпеки» «имеет исполнительную силу государственными средствами уничтожать враждебные Украине элементы, которые станут на территории вредителями, а также имеет возможность контролировать общественно-политическую жизнь в целом».

Враждебные элементы — «москалей, поляков, жидов» — предполагалось «уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим… уничтожать, главным образом, интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п.».

«Резуны» за работой

Массовое уничтожение поляков на Западной Украине началось в 1943 году. Глава «службы безпеки» ОУН Николай Лебедь в апреле 1943 года предложил «очистить всю революционную территорию от польского населения». Это предложение было утверждено другими предводителями националистов, поскольку было вполне в духе генеральной линии, определенной Степаном Бандерой.

На самом деле, к апрелю 1943 года убийства поляков на Волыни и по всей Западной Украине уже приняли массовый характер.

9 февраля 1943 года отряд украинских националистов под командованием Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. После обильного застолья лжепартизаны начали насиловать девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров. Двум подросткам, братьям Горшкевичам , пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда настоящие партизаны вернулись в село, среди убитых они нашли и годовалого ребенка. Борцы за свободу Украины прикололи его штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

В отрядах УПА существовали так называемые «резуны» — боевики, специализировавшиеся на жестоких казнях. Для расправ они использовали топоры, ножи и пилы.

26 марта 1943 года в польское село Липники ворвалась банда Ивана Литвинчука по кличке « Дубовый» , ныне входящего в число почитаемых на Украине героев УПА. В тот день люди «Дубового» уничтожили 179 человек, в том числе 51 ребенка.

В Липниках чудом спасся будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский , которому в ту пору было всего два года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребенка на поле. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне не существующего), под городом Березно, ныне Ровненская область, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Очищение украинской земли»: 125 способов умерщвления

Бандеровцы не щадили никого. В апреле 1944 года при нападении на деревню Куты 2-летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке. 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.

Убивали не только поляков, но и других неукраинцев. С особой с ненавистью боевики УПА относились к смешанным семьям. В том же селе Куты поляк Франциск Березовский был женат на украинке. Ему отрубили голову и преподнесли на тарелке его жене. Несчастная женщина сошла с ума.

В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни. Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью, 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.

Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. Убивали всех, чтобы полностью «очистить украинскую землю».

Риторика изуверов времен «Волынской резни», по сути, точно такая же, как у тех, кто сегодня собирается «очистить украинский Донбасс».

Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые использовали в своих расправах «резуны».

Осенью 1943 года в селе Клевецк боевики решили расправиться с украинцем Иваном Аксючицем . Немолодой мужчина имел смелость не соглашаться с бандеровцами и не поддерживать их. За это «резуны» распилили его пополам. Такой способ казни избрал для Аксючица его собственный племянник, входивший в отряд УПА.

12 марта 1944 года отряд УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы. В селе жили и поляки, и украинцы. Убийцы устроили сортировку людей. Отобрав поляков, они расстреляли их из пулеметов. Всего погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Око за око

Продолжать описание бесчинств можно до бесконечности. «Волынская резня» подтверждена тысячами свидетельских показаний, бесчисленным количеством фотографий, от которых кровь стынет в жилах, протоколами осмотров захоронений жертв массовых убийств.

Масштабное польское исследование позволило установить имена 36 750 поляков, ставших жертвами «Волынской резни». Речь идет только о тех, у кого достоверно установлены имена и обстоятельства гибели. Общее число жертв на сегодняшний день неизвестно. Только на Волыни оно может достигать 60 000 человек, а на все Западной Украине речь идет о 100 000 убитых.

Подобные действия не могли остаться без ответа. Формирования польской Армии Крайовой в 1944 году провели серию акций возмездия в отношении украинцев, проживавших на территории современной Польши.

Самой крупной акцией подобного рода считается нападение на село Сагрынь 10 марта 1944 года. Поляки убили несколько сотен украинцев, а село сожгли.

Масштаб ответных действий поляков, тем не менее, был не столь значителен. Число жертв ответного польского террора оценивается в 2-3 тысячи человек, хотя современные украинские историки настаивают на том, что данное число нужно умножить на 10.

Пример для подражания

После окончания войны Советский Союз и Польша, в которой в тот момент установился дружественный СССР режим, решили закрыть данный вопрос навсегда. Объединенными усилиями отряды как украинских, так и польских палачей были разгромлены.

6 июля 1945 года между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». Поляки, проживавшие на территориях, вошедших в состав СССР, переезжали в Польшу, украинцы, ранее жившие на польских землях, отправлялись в Советскую Украину. Это «переселение народов» затронуло в общей сложности свыше 1,5 миллионов человек.

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН — УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943—1945 годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Вплоть до распада социалистического лагеря и в СССР, и в Польше о «Волынской резне» говорили и писали мало, дабы не портить дружественные отношения.

Но нынешнюю Польшу и Украину забыть об этих событиях не может заставить никакая дружба. Тем более, что официальный Киев видит в живодерах-«резунах» истинных героев нации, на примерах которых нужно воспитывать подрастающее поколение.

Новое на сайте

>

Самое популярное