Домой Стены Беженцы глобальная проблема 21 века. Беженцы в современном мире: международно-правовые, политические, социальные аспекты проблемы и технологии ее разрешения. В текущем этапе политического и экономического восстановления развития общества миграционных проц

Беженцы глобальная проблема 21 века. Беженцы в современном мире: международно-правовые, политические, социальные аспекты проблемы и технологии ее разрешения. В текущем этапе политического и экономического восстановления развития общества миграционных проц

Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики

Юридический факультет

Кафедра Международного публичного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Проблемы беженцев в международном праве

Студентки группы № 5МПП

Кокоревой Марины Дмитриевны

Научный руководитель

Профессор, д. ю.н.

(должность, звание, Ф. И.О.)

Москва 2013 г.

Введение ………………………………………………………………………..…….…..3

Глава 1. Беженцы как социальное и правовое явление ………………………........…5

1.1 Беженцы в мире: история вопроса……………………………….…………..7

1.2 Правовой статус беженцев………………………………..………………....18

1.3 Проблемы беженцев в современном мире……………………………….....22

1.4 Своевременные и долговременные решения……………………………….26

Глава 2. Международно-правовое регулирование оказания помощи беженцам………………………………………………………….……………………..29

2.1 Институты универсального уровня………………………………………...32

2.2 Институты регионального уровня …………………………………………34

2.3 Внутригосударственные институты по защите беженцев…….………….54

Заключение ……………………………………..………………………………………58

Список использованной литературы…………………………………………….63

Введение

В нынешнее время, как и десятки лет назад, беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям населения. Официальная статистика показывает, что ежегодно сотни тысяч людей покидают свои дома и страны своего проживания, для того, чтобы спасти себя и свои семьи от проблем связанных с религиозными гонениями, вооруженными конфликтами, а также различными видами дискриминаций.


Ни один саммит объединенного европейского парламента не обходится без выступлений, которые посвящены проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, так как континентальная Европа ежегодно предоставляет убежище нескольким сотням тысяч заявителей.

Причиной таких массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировыми и локаль­ными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами , дик­таторскими политическими режимами, сопровождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто без всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.

Хотя проблема беженцев впервые остро встала после Первой мировой войны, она до сих пор продолжает сохранять свою актуаль­ность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутрен­не перемещенных лиц и лиц без гражданства. К нынешнему 2013 году их число возросло практически вдвое и с каждым годом эти цифры продолжают расти. Причем около 80 % из них составляют женщины и дети, нуждающиеся в защите их фундамен­тальных прав, особенно права на достойное человеческое существова­ние. Отсюда очевидна справедливость слов папы Иоанна Павла II, на­звавшего проблему беженцев «позорной раной нашего времени».

Трагичное положение беженцев, а также осложнение взаимоотно­шений между государств ами, которое и вызвало их массовые потоки, привели к осознанию международным сообществом в середине 40-х гг. XX в. необходимости создания стабильного универсального международно-­правового механизма по защите прав беженцев, а также разработки международных и национально-правовых процедур по предоставле­нию убежища и статуса беженца. Это способствовало формированию особого института международного права - права беженцев. Значи­мость данного института в современном мире подчеркивается в Ито­говом документе Всемирного саммита 2005 г. В нем главы государств и правительств стран - членов ООН заявили о своем обязательстве соблюдать принципы защиты беженцев и выполнять обязанности по улучшению тяжелого положения беженцев, в том числе путем поддерж­ки усилий, направленных на устранение причин передвижения бежен­цев, обеспечение их безопасного возвращения, поиск долгосрочных решений проблем беженцев при длительном сохранении их статуса и предотвращения того, чтобы перемещения беженцев стали источника­ми напряженности в отношениях между государствами.

Основной целью данной работы является рассмотрение правовых проблем беженцев в международном праве.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

рассмотреть вопрос беженцев как социальное и правовое явление;

рассмотреть международное сотрудничество по проблемам;

рассмотреть международно-правовое регулирование оказания помощи беженцам;

определить проблемы международного регулирования в рассмотренном вопросе;

рассмотреть международную систему защиты прав беженцев.

Глава 1. Беженцы как социальное и правовое явление

В последние 50 лет число беженцев в мире резко выросло и, несмотря на то, что изначально уровень такой миграции удавалось сдерживать и даже уменьшать его, показатели стали расти и с 9,9 млн. человек в 2006 году они выросли до 11,4 млн. в начале 2008 года. Это произошло в основном благодаря увеличению числа беженцев из Афганистана и Ирака в соседних странах, а также изменению методологии классификации и оценки в ряде стран мира. К концу 2012 года в мире их насчитывалось уже 42 с половиной миллиона, из которых более 15 миллионов беженцев и около 26 с половиной миллионов внутренне перемещенных лиц. Таким образом, статистика показывает, что число беженцев в прошлом году увеличилось примерно на 800 тысяч человек. Об этом говорилось в докладе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Цифра стала рекордной за последние 10 лет.

Причины столь массовых перемещений являются кризисы, войны, последствия арабских революций.


В настоящее время выделяются 3 кризисные точки: Мали, Сирия, Судан - Южный Судан. Есть и другие:

- Афганистан – 8, 7 млн. человек, что на 50% больше, чем в 2010 году;

- Сирия – 4, 2 млн. человек;

Число сирийцев, бежавших из страны из-за продолжающегося с 2011 года кровопролитного конфликта, достигло 4 миллионов человек, при этом прогнозируется, что эта цифра увеличится в два или три раза к концу 2013 года.

- Иран - 1, 7 млн. человек;

- Ирак - 1, 1 млн. человек;

- Сомали – 2, 7 млн. человек;

- Вьетнам – 2,1 млн. человек;

- Судан – 2 млн. человек;

- Мьянма - 415 тыс. человек;

- Колумбия – 395 тыс. человек;

- Китай - 184 тыс. человек;

- Северная Корея - 2 737 тыс. человек

В СНГ больше всего беженцев породил армяно-азербайджанский конфликт - более 1 млн. человек. В результате конфликтов более 600 тыс. человек покин тыс. человек - в Грузии, 400 тыс. - в России, 100 тыс. - в Молдавии.

Что же касается нашей страны, то по сообщениям известных политических деятелей с "проблемой беженцев" Россия еще по-настоящему не сталкивалась никогда – данная проблема станет действительно актуальной лишь в 2014 году, когда США выведет свои войска из Афганистана. Тогда России не избежать многотысячного потока беженцев.

Таким образом, совершенно очевидно, что международная миграция населения за последние десятилетия существенно возросла. Такое активное передвижение создает объективные трудности для государств, вовлеченных в этот процесс. Оче­видно, что самостоятельно с данными сложностями государствам справиться не удастся. Понимая это, международное сообщество еди­но во мнении, что проблемы беженцев и миграции населения в общем, должны быть четко и эффективно урегулированы международно-правовыми нормами.

Вынужденная миграция сама по себе носит сложный и многоаспектный характер. И если естественной миграцией является процесс саморегулирования экономической, социальной и демографической системы общества, то ситуация, когда люди вынуждены покидать свою родину и места постоянного проживания из-за угрозы преследований и физического насилия, стихийных бедствий носит экстремальный характер. Очевидно, что управлять этим процессом невозможно без уяснения глубинных причин, которые вызвали такое стихийное миграционное движение.

Современное право беженцев невозможно понять без знания более широкого глобального контекста, в котором оно появилось и начало развиваться. В связи с этим целью данной главы является раскрытие данного контекста, чтобы подготовить базу для исследования права беженцев.

1.1.Беженцы в мире: история вопроса

Право беженцев является институтом права прав человека - само­стоятельной отрасли международного права, хотя кодификационный процесс в области прав беженцев начался ранее, чем регламентация прав человека на международном уровне. Формирование института прав беженцев тесно связано с развитием международных отношений . При­чем события на международной арене оказывали определяющее влия­ние как на становление механизма международной защиты прав бежен­цев, так и на его последующую эволюцию. Так, революция в России и распад Османской империи породили не только массовые передвиже­ния людей, но и необходимость в формировании согласованной между­народной политики, направленной на оказание помощи лицам, поте­рявшим кров и, что самое главное, защиту страны своего гражданства.

Можно с уверенностью сказать, что история вынужденного перемещения начинается вместе с самой историей человечества. С древнейших времен люди, спасаясь от насилия или его угрозы, были вынуждены покидать родину и искать приюта на чужих территориях, в чужих странах. Подобные сюжеты легко обнаружить в историческом наследии практически всех стран и народов: они присутствуют в исторических хрониках, летописях, фольклоре и т. д.

Различные по своему объему потоки беженцев возникали во все эпохи. Крупнейшие войны средневековья и нового времени породили вынужденную миграцию как внутри Европы, так и за ее пределами. Значительная часть американских колонистов в XVII в. были выходцами из Англии, выехавшими из страны после буржуазной революции. Тридцатилетняя война вызвала значительные вынужденные перемещения мирного населения в пределах Австрийской империи. Революционные события 1820 -­ 1840-х гг. в Европе также породили значительные потоки беженцев. В XIX веке Российская империя стала страной, принявшей огромное количество беженцев, прежде всего из стран, подвластных Османской империи.

Наступление XX века было воспринято современниками, как начало новой эры - более технологичной, прогрессивной, цивилизованной. Но первые же десятилетия показали, что масштабы вынужденных миграций стремительно растут. Этому способствовали события первой мировой войны и серия революций в разных частях света. Наиболее значительным стал поток беженцев из России в ходе гражданской войны, когда более одного миллиона человек были вынуждены покинуть страну, опасаясь преследований за политические убеждения или социальное происхождение. В этой ситуации международное сообщество уже не могло закрывать глаза на проблему.

Лига Наций

Вопросы международной защиты вынужденных мигрантов и их правового положения являются предметом международного со­трудничества государств уже длительное время. Первой категорией вынужденных мигрантов стали именно беженцы.

В 20-х - 30-х годах XX века была создана Лига Наций - первый всемирный орган межгосударственного сотрудничества, предшественница Организации Объединенных Наций (ООН) - развернула ряд беспрецедентных инициатив по оказанию помощи беженцам в Европе.

Именно тогда Совет Лиги На­ций организовал и провел в Женеве конференцию по вопросу о бе­женцах. Проведение конференции было обусловлено Первой миро­вой войной, массовыми потоками беженцев из бывшей Российской империи и распавшейся Оттоманской империи, число которых превысило 1,5 млн человек. Результатом конференции стало назна­чение доктора Фритьофа Нансена Верховным комиссаром по делам русских беженцев. Данное Управление выполняло следующие функции: определение правового статуса беженцев; организацию репатриации и размещения беженцев; проведение работ по оказа­нию помощи при содействии благотворительных организаций. Позднее мандат Управления был распространен и на другие группы беженцев, а именно армян (1924 г.), ассирийцев, ассиро-халдеев и турок (1928 г.).

В 1928 г. на Женевской конференции были приняты три междуна­родных соглашения по проблеме защиты беженцев: о правовом стату­се армянских и других беженцев; о распространении на другие катего­рии беженцев определенных мер, принятых в пользу армянских и других беженцев, и о функциях представителей Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев. Данные международные отношения положили начало формированию правовой основы глобальной систе­мы международной защиты беженцев.

В 1930 г. Лига Наций приняла решение о создании Международно­го бюро Нансена (после его смерти) по делам беженцев в качестве автономного органа под управлением Лиги Наций. Руководил деятельностью бюро Совет управляющих, председатель которого назначался Ассамблеей Лиги Наций. Бюро занималось гуманитарными вопросами, вопросами ока­зания помощи беженцам и осуществляло свою деятельность вплоть до конца 1938 г. В 1938 г. по причине увеличения потоков вынужденных мигрантов в Западной Европе, прежде всего в связи с приходом Гитле­ра к власти в Германии, Лигой Наций был назначен Верховный ко­миссар по делам беженцев со штаб-квартирой в Лондоне. Однако функции и полномочия Верховного комиссара были очень ограничен­ны, и эта должность была упразднена в 1946 г.

Одной из первых попыток решить проблему беженцев стало про­ведение в Эвиане межправительственной конференции для обсужде­ния «вопроса о принудительной эмиграции» беженцев из Германии и Австрии, в работе которой приняли участие представигосудар­ства. Результатом работы конференции стало учреждение Межправи­тельственного комитета по делам беженцев, чей мандат распростра­нялся на все категории беженцев. В 1947 г. комитет был реорганизован в Международную организацию по делам беженцев.

Итоги международного сотрудничества государств в области меж­дународной защиты беженцев в период 1921 - 1945 гг. были незначи­тельными, что объясняется несколькими причинами. Прежде всего, Лига Наций не обладала достаточной материальной и финансовой базой, что было необходимо для финансирования дорогостоящих проектов по оказанию помощи беженцам. Также еще не была разра­ботана и сформирована система универсальных и региональных международных договоров в области вынужденной миграции, кото­рые охватывали все аспекты международной защиты вынужденных мигрантов в тот исторический период. Государства-участники меж­дународных договоров того периода в большинстве своем ограничи­вались лишь принятием текстов международных договоров, но не ратифицировали их. Примером тому может служить то, что Конвен­цию о международном статусе беженцев 1933 г. ратифицировали во­семь государств, а Конвенцию о статусе беженцев из Германии - лишь два государства.

Последствия второй мировой войны

Вторая мировая война резко ухудшила ситуацию в области вынужденной миграции. Число беженцев и перемещенных лиц в конце войны превысило 21 млн. человек. Лига Наций, не справлялась со своими задачами в связи с чем была распущена. Чтобы помочь беде миллионов людей, перемещенных по всей Европе за годы конфликта, в 1944 году союзники учредили Администрацию Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА), которой было поручено оказывать перемещенным людям чрезвычайную помощь. В конце войны это учреждение организовало возвращение миллионов беженцев на родину, но многие не захотели возвращаться, так как в их родных странах произошли серьезные идеологические преобразования.

По окончании Второй мировой войны проблема беженцев в каче­стве первоочередного вопроса была включена в повестку дня первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. Были выработаны сле­дующие принципы, которые легли в основу глобальной системы меж­дународной защиты беженцев:

· проблема беженцев носит международный характер;

· никто из перемещенных лиц или беженцев, выразивших возра­жение против возвращения в страну их происхождения, не может быть насильственно возвращен в страну их происхождения (так была зало­жена основа базового принципа - принципа невысылки беженцев);

· судьба беженцев и перемещенных лиц станет заботой междуна­родного органа или организации, которые должны быть созданы;

· основная задача заключается в поощрении и оказании любой по­мощи беженцам в целях скорейшего возвращения в страну их прожива­ния (так формировался принцип добровольной репатриации беженцев).

В 1947 году, через два года после своего создания, ООН учредила Международную организацию по делам беженцев (МОБ). Это было первое учреждение, кото­рое всесторонне рассматривало все аспекты международной защиты беженцев: регистрацию, определение статуса, репатриацию, переселе­ние, правовую и политическую защиту.

Однако из-за сложившейся в Европе политической ситуации большинство беженцев уже не хотело возвращаться на родину, поэтому их переселяли в другие страны. МОБ оказалась в центре растущей напряженности между Востоком и Западом: многие страны резко критиковали ее деятельность по переселению людей, усматривая в ней идеологическую предвзятость, стремление обеспечить Запад рабочей силой и даже помощь подрывным группам. Такое враждебное отношение, наряду с тем, что лишь некоторые страны делали взносы в бюджет МОБ, привело к ее роспуску в 1951 году.

Создание УВКБ ООН

К концу 40-х годов МОБ оказалась в опале, но было ясно, что какой-то орган по делам беженцев по-прежнему будет нужен как минимум в обозримом будущем. После жарких споров в ООН по поводу того, что это будет за учреждение, в декабре 1949 года Резолюцией 319 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН было создано Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи. Резолюция предусматривала, что УВКБ ООН будет действовать в течение трех лет начиная с января 1951 года; это стало следствием разногласий между государствами в вопросе о политических последствиях создания постоянного органа.

Основной мандат УВКБ ООН первоначально был изложен в его Уставе – приложении к Резолюции 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН (1950 год). Впоследствии он был существенно расширен резолюциями Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС). УВКБ ООН поручилось обеспечивать на неполитической и гуманитарной основе международную защиту беженцам. Люди, которые на момент принятия Устава уже получали помощь от других органов ООН, были исключены из мандата УВКБ ООН. Так же, он не охватывал людей, перемещенных в результате войны в Корее и подпадавших под действие мандата Органа ООН по восстановлению в Корее (ООНВК, ныне распущен). Мужчины, женщины и дети, о которых заботится Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), также не относиться к компетенции УВКБ ООН. Однако БАПОР уполномочено помогать не всем палестинским беженцам, а лишь некоторым их категориям, находящимся в географической зоне его деятельности. Мандат УВКБ ООН неоднократно продлевался резолюциями Генеральной Ассамблеи, а в 2003 году Управление было уполномочено продолжать свою работу вплоть до решения проблемы беженцев в общем и их защиты в частности.

После 1950 года резолюции Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС расширили круг обязанностей УВКБ ООН. Ему было поручено предоставлять гуманитарную помощь и защиту не только беженцам, но и другим людям – в частности, лицам без гражданства, а иногда и лицам, перемещенным внутри страны.

Конвенция 1951 года

Учредив УВКБ ООН, правительства приняли также Конвенцию 1951 года о статусе беженцев. Конвенция до сих пор лежит в основе международного права, касающегося беженцев. Она определяет, кто является беженцем и устанавливает стандарты обращения с лицами, отвечающими этому определению. Конвенция служит важной вехой в формировании стремления мирового сообщества решать проблемы вынужденного перемещения.

Конвенция отражала политические заботы того времени: сфера ее действия была ограничена, в нее входили только лица, ставшие беженцами в результате событий, произошедших до 1951 года. Кроме того, государствам была дана возможность заявить о применении Конвенции лишь к европейским беженцам. Однако вскоре стало ясно, что кризисы, связанные с беженцами, продолжаются, причем не только на Европейском континенте. В 1956 году УВКБ ООН помогало координировать мероприятия, связанные с массовым исходом беженцев после восстания в Венгрии. Год спустя этой организации поручили помогать китайским беженцам в Гонконге. Одновременно она участвовала в помощи алжирцам, бежавшим в Марокко и Тунисе после войны Алжира за независимость. Меры УВКБ ООН по реагированию на эти кризисы стали началом его участия в крупных операциях по защите беженцев и по оказанию им помощи.

В 60-х годах потрясения, вызванные деколонизацией, привели к многочисленным перемещениям беженцев в Африке; это стало огромной проблемой для УВКБ ООН и в конечном счете преобразовало эту организацию. В отличие от Европы, в Африке для беженцев часто не просматривалось явного долговременного решения. Многие из них бежали в страны, которые также были нестабильны. Всего за одно десятилетие направленность работы организации резко изменилась, и к концу десятилетия более двух третей своего бюджета она тратила в Африке. Реагируя на эти новые реальности, международное сообщество приняло Протокол 1967 года к Конвенции 1951 года. Протокол снял прежнее ограничение, согласно которому под определение беженца в Конвенции подпадали лишь беженцы, перемещенные в результате событий до 1951 года, а также снял географическое ограничение, позволявшее некоторым государствам считать беженцами лишь тех, кто стал таковыми в результате событий в Европе. Хотя Протокол 1967 года во многом решил проблемы новых независимых стран Африки, в 1969 году Организация африканского единства (ныне – Африканский Союз) после консультаций с УВКБ ООН приняла собственную конвенцию о беженцах.

В 70-х годах кризисы, связанные с беженцами, разразились в Азии. Самыми острыми из них стали массовый исход миллионов жителей Восточного Пакистана в Индию до образования Бангладеш, и бегство сотен тысяч вьетнамцев, многие из которых покидали страну на лодках, непригодных для плавания по морю. В те годы было трудно найти решения для всех этих беженцев, что лишний раз напомнило о значении международной солидарности и совместного несения бремени. Важнейшими событиями того времени стали международные инициативы по оказанию помощи беженцам из Юго-Восточной Азии, в частности принятый в конце 80-х годов Комплексный план действий (КПД). КПД предусматривал массовое переселение беженцев в страны Северной Америки, Европы и Азии, а также в Австралию.

К концу 80-х годов многие страны стали отказываться от прежних, щедрых условий предоставления убежища. Во многом это было обусловлено резким увеличением числа беженцев во всем мире и тем, что теперь они бежали не из стран, боровшихся за независимость. Эти потоки беженцев все чаще возникали из-за межэтнических конфликтов в новых независимых государствах. При таких конфликтах элементом военной стратегии все чаще становились нападения на гражданское население, поэтому даже сравнительно «мелкие» конфликты могли привести к массовому перемещению населения. Везде, будь то в Азии, Центральной Америке или Африке, эти конфликты нередко подогревались соперничеством сверхдержав и усугублялись социально-экономическими проблемами, поэтому находить долговременные решения для беженцев было особенно трудно. УВКБ ООН все чаще приходилось подолгу помогать беженцам, проживавшим в лагерях, которые нередко располагались в небезопасных районах.

После окончания «холодной войны» межэтническое насилие по-прежнему вызывало потоки беженцев. Кроме того, более частым явлением стало гуманитарное вмешательство многонациональных вооруженных сил. В 90-х годах, как и в предшествующие десятилетия, международные действия во многом стимулировались средствами массовой информации , а их характер в значительной мере определялся интересами могущественных стран. К примеру, в 1999 году государства-члены Организации Североатлантического договора (НАТО), озабоченные дестабилизацией положения в соседней бывшей Югославии, быстро вмешались в связи с ухудшением ситуации в Косово. И, напротив, в 1994 году призывы направить значительные силы ООН по поддержанию мира в Руанду, чтобы пресечь творившийся там геноцид, не нашли должного отклика. Даже когда богатые страны предпринимали действия в регионах, где происходило перемещение людей, они нередко все более ужесточали условия предоставления убежища на собственной территории.

Европейский Союз

Что касается Европейского Союза, то необходимо отметить, что данная международная организация первоначально не преследовала цели ре­гулирования миграционных потоков, а создавалась в целях экономи­ческой интеграции. Однако в связи с постепенным развитием и рас­ширением ЕС возникла необходимость регулирования не только трудовой, т. е. по своей природе экономической, не вынужденной ми­грации, но и миграции беженцев и иных категорий населения, кото­рые покинули места жительства не по своей воле.

Долгое время в рамках ЕС вообще игнорировали проблему вынуж­денной миграции. Единственным правовым актом ЕС, в который были включены положения о беженцах до 1999 г., был Регламент 1408/71 о координации систем социального обеспечения в государ­ствах-членах. Он предусматривал прямое включение беженцев в его содержание и определение беженцев, которое соответствует определе­нию, указанному в Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Когда в 2001 г. право беженцев на равное отношение в системе социального обеспечения, гарантированное регламентом, было оспорено, Суд ЕС отказался толковать регламент в интересах беженцев, постановив, что регламент требует, чтобы лицо было приписано к системе социально­го обеспечения нескольких государств-членов, тогда оно может ею пользоваться. Поскольку беженцы не имеют права на свободное пере­движение, они заперты в одном государстве-члене и не имеют возмож­ности интегрироваться в систему социального обеспечения.

Однако постепенно, с увеличением числа лиц, желающих пере­браться в Европу на правах беженцев, и осознанием необходимости более подробного правового регламентирования территориального убежища, в ЕС начали приниматься специальные документы, направ­ленные на решение проблем миграции. Для регулирования потоков вынужденных мигрантов государства - члены ЕС используют различ­ные правовые инструменты: заключение международных договоров и принятие документов в рамках самого Союза.

В 1990 г. государствами - членами ЕС была принята Дублинская конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотре­ние ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из госу­дарств - членов европейского сообщества . Одной из ее целей было сокращение числа так называемых беженцев на орбите (rebugees in orbit). Впервые данное понятие было предусмотрено в меморандуме неправительственных организаций по проекту Конвенции ООН о территориальном убежище в октябре 1976 г. В меморандуме, пере­данном Совету Европы, УВКБ ООН объяснил, что под данным терми­ном следует рассматривать беженцев, которые не высылаются или не возвращаются в государство происхождения, где существует угроза преследования, но в то же время им не предоставляется убежище в го­сударстве, в котором они подали ходатайство, и которые вынуждены переезжать из одной страны в другую. Данную ситуацию была при­звана урегулировать именно Дублинская конвенция 1990 г. В доктрине отме­чается, что подобная категория беженцев не является новой: Верхов­ный комиссар по делам беженцев Лиги Наций Фритьоф Нансен, о котором писалось ранее, уже столкнулся с проблемой таких беженцев, в отношении которых пере­кладывали ответственность друг на друга Германия и Польша. Но эти беженцы назывались «пинг-понг беженцами».

Однако вскоре при применение Конвенции возникали трудности. Например, изначальные проблемы, связанные с выявлением граждан третьих стран, которые уже подали ходатайство о предоставлении убе­жища в другом государстве-члене. Все возникшие проблемы были учтены при дальнейшем совершенствовании правовой базы для регу­лирования миграции в рамках ЕС.

Также следует упомянуть и Шенгенские соглашения, которые от­носятся в большей степени к добровольной миграции. В них, в част­ности, упоминаются обязательства государств согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. С данными документами также тесно связан Кодекс о границах ЕС, который был принят с целью объединения всех правил об установлении внутреннего контроля на границах. Од­нако в доктрине правила о контроле на границах в ЕС охарактеризо­ваны как сложные и противоречивые, особенно на начальном этапе становления. Речь идет о праве государств осуществлять контроль и проверки на внутренних границах. С принятием Кодекса встал, в частности, вопрос: улучшит ли он каким-либо образом Шенгенскую конвенцию, которая прямо не запрещает государствам-членам про­сто отказать в принятии лиц, ищущих убежище, на внешних грани­цах. Было высказано предположение, что взятые все вместе ссылки на Конвенцию о статусе беженцев 1951 г. в шенгенских правилах и Кодексе о границах, а также права человека, предоставляемые общи­ми принципами права ЕС (после интеграции шенгенских достиже­ний в право ЕС) могли бы быть истолкованы, так, что положения шенгенских правил и Кодекса о границах запрещали бы отказ в пре­доставлении убежища на границе.

Среди важных аспектов правового режима лиц, ищущих убежище, в Дублинской конвенции и Конвенции о применении Шенгенского соглашения 1990 года можно отметить тот факт, что они являются объ­ектом действий государства. Данные категории вынужденных мигран­тов не имеют реальных прав и доступа к эффективной защите. Их судь­ба зависит от воли государства-члена. Оба договора предусматривают три принципа в отношении лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища: во-первых, если одно государство-член рассматривает хода­тайство о предоставлении убежища и отклоняет его, данный отказ действителен для всех государств-членов (несмотря на то, что признание за лицом статуса беженца является актом, действующим на террито­рии всего лишь одного государства).

Во-вторых, государства-члены определяют, в каком из них лицо, ищущее убежище, имеет право на подачу и рассмотрение его ходатай­ства о предоставлении убежища. Таким образом, тот факт, что лицо имеет родственников второй степени родства, или друзей, или возмож­ности трудоустройства в одном государстве-члене, но не в другом, и же­лает подать заявление о предоставлении убежища в данном государстве - члене, не имеет значения при распределении ответственности между государствами-участниками согласно вышеуказанным договорам.

В-третьих, ответственность за вынесение решений по ходатайствам о предоставлении убежища и ответственность за лицо, которое подает заявление, рассматривается в обоих договорах как бремя и наказание государства-члена, которое разрешило данному лицу въехать на тер­риторию Союза.

1.2 Правовой статус беженцев

Современное определение понятия «беженец» сформулировано в рамках международной и национальных систем права. Оно неоднок­ратно подвергалось трансформации под влиянием новых тенденций в миграционных процессах и причин, порождающих потоки беженцев.

В рамках Лиги Наций в 1926-1938 гг. были приняты различные специальные соглашения и конвенции, ка­сающиеся статуса беженцев.

Первые определения понятия «беженец» в упомянутых соглашени­ях и конвенциях представляли собой достаточно простую систему кри­териев, позволяющую четко отделить беженцев от лиц, которые поки­дали страну происхождения исключительно по личным причинам. Использовался групповой или категорийный подход, при котором со­ответствующая национальность (русский, армянин, еврей и т. п.) и отсутствие защиты со стороны правительства государства происхож­дения были достаточными условиями для признания лица беженцем. Это разделение на категории было простым в толковании и позволяло легко установить, кто является беженцем. Следует отметить, что хотя не во всех соглашениях, принятых в рамках Лиги Наций, требовалось пребывание индивида за пределами страны происхождения, это усло­вие подразумевалось. Целью соглашений была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Исключением яв­лялась деятельность Межправительственного комитета по делам бе­женцев, созданного в 1938 г., в сферу которого попадали также те лица, которым еще предстояло эмигрировать.

Особенностью упомянутых определений является отсутствие ука­зания на причины, по которым индивид вынужден покинуть страну своего происхождения. Такие причины, безусловно, существовали. К ним прежде всего можно отнести последствия Первой мировой вой­ны, изменение политического строя в России и, как следствие, реак­цию определенных кругов на это событие, а также религиозные проти­воречия в некоторых странах Азии. Несомненно, что поведение госу­дарств порождало критические ситуации, следствием которых стали потоки беженцев. Таким образом, проблема беженцев неизбежно при­обрела политическое содержание, так как судьба данной категории граждан зависит от отношения к ним государства.

Попытки внести в юридическое определение «беженец» полити­ческий аспект дважды предпринимались в период времени с 1921 по 1939 г. В 1936 г. Институт международного права в своей резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев» указал в качестве основа­ний, по которым беженец покинул страну, внезапно возникшие поли­тические события на территории его гражданской принадлежности. В 1938 г. в резолюции о полномочиях упомянутого выше Межправи­тельственного комитета по делам беженцев в качестве таковых признавались лица, которые вынужденно покинули страну своего проис­хождения по причине своих политических убеждений, вероисповеда­ния и расового происхождения. Упомянутые резолюции не имели ста­туса юридически обязывающих документов, но их вклад в формирова­ние международно-правового определения беженца несомненен.

Анализ соглашений, принятых в рамках Лиги Наций, позволяет определить тенденции, которые, в конечном счете, стали основой ныне действующих определений. Одной из таких тенденций явилось посте­пенное сужение понятия «беженец» в рамках конкретных юридичес­ких критериев. Подобные критерии восполняли пробелы в понятии «беженец», закрепленном в предшествующих соглашениях, связанные с отсутствием указания на причины, побудившие лицо покинуть стра­ну своего гражданства или постоянного места проживания. Такая прак­тика нашла отражение в документах, принятых после Второй мировой войны - Уставе Международной организации по делам беженцев и Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и положениях Конвенции о статусе беженцев 1951 г.

Устав МОБ закрепил наибо­лее широкое определение понятия «беженец» по сравнению со своими предшественниками, что можно было считать важным достижением, хотя при его разработке также использовался категорийный подход. Поня­тие «беженец» согласно Уставу МОБ включает:

· лиц, которые покинули страну, гражданами которой они явля­ются, или прежнее привычное местожительство, или лиц, которые на­ходятся вне их пределов, и вне зависимости от того, сохранили ли они свое гражданство, являются жертвами фашистских и нацистских и со­трудничавших с ними режимов;

Когда появились первые беженцы

Проблема беженцев в том, виде, в котором мы её понимаем сейчас возникла именно в начале XX века. Однако, как писал в своей статье «Беженцы - глобальная проблема XXI века сотрудник Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Белоруссии Юрий Моргун, история человечества полна трагических страниц, связанных с беженцами. «Еще в 695 г. до н. э. 50 тыс. человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В начале новой эры около 300 тыс. готов бежали от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима. Процесс распада под ударами варваров Великой Римской империи (410) сопровождался беспрецедентным до того исходом масс людей ("великое переселение народов"). В VIII—IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 тыс. островитян бежали во Францию. Первый крестовый поход (1096—1099) вызвал массовый исход мусульман со "святых мест", захваченных рыцарями. Более 500 тыс. арабов и турок стали беженцами. Волны беженцев порождались не только войнами. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий чумы. Настоящее массовое бегство началось в первой половине XIII в., когда монгольские орды, сея смерть и разрушения, прошли от Тихого океана до Средиземного моря. Сотни и сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в соседние страны, пытаясь спастись от страшного нашествия. В 1492 г. после вердикта короля и королевы Испании беженцами стали более 200 тыс. человек, не принявших христианство».

По словам известного российского политолога Федора Шелова-Коведяева, именно в международном праве термин «беженец» появился после Первой Мировой войны, когда в результате обращения, которому подвергалось мирное население со стороны, прежде всего, германских войск, сотни тысяч жителей Франции и других европейских стран были вынуждены покинуть свои дома. В дальнейшем проблема беженцев не раз обострялась, начиная с 1930-х гг. Например, в результате политики нацистов и фашистов в гитлеровской Германии, франкистской Испании и Италии при Муссолини. Также классическими считаются случаи восточно- и западноевропейских беженцев во время и после Второй мировой войны, афганских и еврейских (в Израиль, из исламских стран по причине преследований и арабо-израильских войн) беженцев, иракских курдов, спасавшихся от режима Саддама Хусейна, камбоджийцев, бежавших от режима Пол Пота и многих других. Среди внутренних беженцев выделяются колумбийские (как следствие деятельности повстанцев ФАРК) и мексиканские (в результате захвата власти революционными радикалами в одном из штатов Мексики)». В последнее время наибольшее внимание привлекали проблемы беженцев возникшие при распаде СССР; при различных военных действиях в Руанде, в результате конфликта племён хуту и тутси; в Судане, из-за войны на религиозной почве; в Ираке после ввода в эту страну коалиционных сил под руководством США.

На сегодняшний день в мире насчитываются десятки миллионов беженцев, большинство их которых приходится на Африку. В рамках ООН функционирует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Статус и права беженцев регулируются международными документами. Главными среди них являются – Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, не признававшиеся СССР и подписанные Российской Федерацией; а также Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке. Большие компактные скопления беженцев представляют собой питательную среду для различного рода преступных и экстремистских группировок и организаций, нередко пользующихся поддержкой из-за рубежа. Для России наиболее актуальными были вопросы беженцев после распада СССР – из бывших союзных республик: турок-месхетинцев, азербайджанских армян, из Приднестровья, грузин из Абхазии, Южной Осетии и собственно Грузии в результате гражданской войны в этой стране, а также, в связи с сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, из Чечни и Дагестана.

Если раньше под данное определение попадали кто угодно, то сейчас оно выглядит более конкретно. И так, под словом «беженцы» принято понимать лиц, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. (Экономические причины, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вследствие которых лицо покинуло место жительства, такими обстоятельствами не являются). Как правило, эти люди не могут или не хотят пользоваться защитой своей страны из-за страха быть обманутыми и пострадать еще больше и, как следствие, не имеют возможности туда вернуться. Именно поэтому беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

Стоит напомнить, что в отечественном правоведении существует еще такой термин, как «вынужденный переселенец». Их права во многом схожи с правами беженцев, и основное различие заключается в том, что в отличие от беженца вынужденный переселенец пользуется всеми правами россиян. Ими признаются граждане РФ и иностранцы, законно проживающие на её территории.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Россию, либо реально подозреваемое в совершении преступления против мира и человечества, либо военное преступление. (Мы должны особенно учесть именно этот пункт, особенно в части того, что касается пересечения нашей границы дезертирами из украинской армии). Также не может быть признано беженцем лицо, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства. Здесь имеются в виду, прежде всего, неуплаченные налоги и призыв на военную службу (Хотя в ситуации с украинскими гражданами, с их стороны все эти бюрократические формальности вполне могут быть не соблюдены). Если отвечать на вопрос о том, где же проходит грань между переселенцами и беженцами, то по официальному статуту ООН беженцами считаются только те, кто бежал от насилия и войн, но не их потомки, родившиеся на другой земле.

Как получить статус беженца

Необходимо знать, что в строго юридическом смысле беженцем как таковым человек не становится после признания, а является в силу наступления уже существующих обстоятельств. Иными словами, человек признается беженцем, потому что он является беженцем. Признание лица беженцем предусматривает:

1)обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2)предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее- свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

При легальном пересечении границы срок обращения с ходатайством о признании беженцем закон не устанавливает. Если же человек пересек границу Российской Федерации нелегально, то следует как можно быстрее обратиться любой орган пограничного контроля или орган миграционной службы с заявлением о предоставлении статуса беженца. Необходимо иметь в виду, что суточный срок обращения начинается с часа пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В ходатайстве (либо анкете) ему нужно будет кратко изложить по возможности все наиболее важные для обстоятельства, по которым он был вынуждены покинуть место постоянного проживания (межнациональная рознь, враждебные кампании, массовые беспорядки и погромы, гибель родственников из-за этнической принадлежности и др.), т.к. это имеет огромное значение.

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем является документом, удостоверяющим личность ходатайствующего. При его получении потенциальный беженец сдает национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, на хранение в пост иммиграционного контроля либо в Управление по делам миграции ГУВД субъекта Российской Федерации.

Если лицо уже имеет вид на жительство в Российской Федерации, то его ходатайство не рассматривается и в предоставлении статуса беженца отказывается. Считается, что такой человек может обустроиться самостоятельно, и государственные гарантии, предоставляемые беженцам, ему не требуются.

Свидетельство является основанием для оформления регистрации в органе внутренних дел. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения. При получении Свидетельства человеку выплачивается единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, выдается направление в Центр временного размещения беженцев либо лиц, ходатайствующих о признании таковыми.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет (как правило, на три года), затем может быть продлен по решению территориального управления ФМС МВД России, при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, по которым лицо признано беженцем.

При предоставлении статуса беженца выдается удостоверение беженца. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

В случае отказа в признании беженцем человек вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган либо в суд.

Как решить проблемы беженцев

Разумеется, в ситуации с Украиной нельзя разбрасываться критическими заявлениями и поддаваться приступам паники, однако точно также нельзя закрывать глаза на риски, которые несут в себе потоки беженцев. Это и опасность вспышки эпидемии различных заболеваний в лагерях для перемещенных лиц, как это случилось во время трагического исхода беженцев из Руанды в Заир в 1994 г, когда общее число лиц, квалифицированных как беженцы, только за одну неделю возросло до 1,2 млн человек. Это и опасность того, что после относительной стабилизации ситуации на своей Родине, беженцы снова могут оказаться в водовороте войн и хаоса, и все меры по их защите окажутся напрасными. Это и опасность конфликтов между беженцами и коренным населением, когда наступает перенаселённость территории и люди начинают ее делить.

Это и определенная нагрузка на государственный бюджет, поскольку источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ.

Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами или в Камбодже после падения полпотовского режима. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных.

Одной из самых успешных за последнее время программ по реинтеграции беженцев стала интеграция миллионов жителей Мозамбика, которым пришлось покинуть родину в результате гражданской войны в 80—90-х гг. В 90-е гг. в Боснии и Герцеговине УВКБ ООН оказало помощь 3,5 млн человек во время конфликта, охватившего бывшую Югославию и вызвавшего массовое переселение и повсеместные разрушения. Одной из самых сложных чрезвычайных ситуаций в истории УВКБ ООН был кризис в районе африканских Великих озер, который начался в 1994 г. и вынудил покинуть свою родину миллионы людей.

Таким образом, в идеале решение проблемы беженцев заключается в создании исключительного рая на земле, где не было бы нищеты, голода, гражданских войн и политических репрессий. Если говорить о беженцах с Донбасса на сегодняшний момент, то, разумеется, им нужно оказывать всякую помощь и никакой государственный бюджет они не объедят. Более того, они могут даже оказаться полезными в качестве квалифицированной рабочей силы. Но самое страшное заключается в том, что все эти сложные операции по размещению беженцев и их возвращению на Родину проводили различные международные организации, а сейчас они либо ограничиваются общими фразами, либо всего-навсего сопровождают гуманитарные грузы, поэтому нам приходится рассчитывать только на себя.

В связи со сложившейся ситуацией в геополитике, современный мир переживает процесс активного переселения граждан из стран Третьего мира и стран постсоветского пространства. Основными причинами для миграции являются: низкий уровень жизни, безработица, отсутствие социальных гарантий и поддержки со стороны государства, нарушения прав человека, военные конфликты, неблагоприятный климат. Как правило, страны Запада сегодня являются самыми привлекательными для эмиграции в силу высокого уровня жизни и мощной социальной политики государства в отношении своих граждан.

Глобализация способствует процессу миграции, поскольку условия для проживания в странах Третьего мира ухудшаются с каждым годом, экономика этих государств работает в оккупационном режиме, что означает стабильную инфляцию и рост цен на товары и услуги, тарифы ЖКХ, топливо, постоянное повышение налогов, штрафов, низкое качество продуктов питания, рост числа безработных, высокий уровень числа лиц, живущих за чертой бедности, нищету, высокий уровень преступности, проблемы с экологией, высокий уровень коррупции и безразличие органов государственной власти по отношению к благосостоянию своего народа.

Кроме того, в ряде стран, в силу нестабильной политической ситуации, кризиса власти, могут идти военные конфликты, в связи с чем, часть населения становится беженцами, которые вынуждены уезжать в другие страны для проживания.

Сегодня проблема беженцев присутствует на Донбассе и в странах Ближнего Востока. Многие граждане ДНР и ЛНР были вынуждены мигрировать в Россию, где сейчас испытывают проблемы с легальным пребыванием на территории страны.

Проблема с нелегальными мигрантами и беженцами особо показала себя в Европейском Союзе, когда беженцы из стран Африки и Ближнего Востока, а также Индии, Пакистана и Бангладеш, начали резко мигрировать в 2015 году в огромном количестве. В итоге власти Европейского Союза столкнулись с проблемой массового наплыва нелегальных мигрантов и невозможностью быстрого юридического разрешения вопросов о присвоении статуса беженца и выдачей документов. В связи с этим для мигрантов из стран Третьего мира были созданы лагеря с ужасными условиями проживания, где пребывают тысячи человек. Ко всему прочему Европа столкнулась с тем, что большинство из беженцев исповедует ислам, они были воспитаны в религиозных семьях, где по нормам ислама европейский образ жизни просто неприемлем. В итоге это вызвало у приезжих гостей культурный шок и недопонимание либеральных ценностей местного населения.

Жители европейских стран подверглись резкой критике и осуждению со стороны мигрантов, что повлекло за собой волну преступлений, массовые беспорядки и угрозу для дальнейшего будущего европейского общества.

Совершенно ясно, что власти Евросоюза изначально прислушивались к советам главных глобалистов из Соединённых Штатов и рекомендаций либеральных политиков, которые прививают населению стран Евросоюза толерантность ко всем людям, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, религиозных убеждений. Эти же господа пропагандируют в Европе идею легализации проституции, однополых браков, пропаганды трансгендеров, смены пола, легализации наркотиков и прочих вещей. В результате наплыва мигрантов Европейский Союз сейчас находится в миграционном кризисе, который может привести к крупным столкновениям между коренными жителями и беженцами и даже перейти в гражданскую войну.

Помимо Евросоюза, проблемы с трудовыми мигрантами существуют в России и странах СНГ. В силу сложившейся экономической и политической ситуации после развала Советского Союза в 90-х и 2000-х годах в странах постсоветского пространства, Россия оказалась в наиболее благоприятных условиях с точки зрения экономики и уровня жизни. Рыночная экономика, приход в страну иностранных корпораций, сделали Россию страной, привлекательной для иммиграции граждан из Вьетнама, Китая, а с недавнего времени и для граждан из стран Африки и Ближнего Востока. Большая часть трудовых мигрантов прибывает в крупные города России, в частности в Москву и Санкт-Петербург в силу высоких заработных плат и достаточного количества рабочих мест.

К сожалению, в ситуации с мигрантами в России сложился ряд серьёзных проблем: коррупция среди сотрудников правоохранительных органов, незаконное предпринимательство, связанное с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан, выдачей патентов на работу, постановкой на регистрационный учёт по месту жительства и пр.

Тут ещё можно добавить приезд в страну нелегальных мигрантов, которых работодатели незаконно берут на работу, создавая им рабские условия труда и выплачивая низкую заработную плату. В данной ситуации работодатели совершают ряд правонарушений и уголовных преступлений в отношении нелегальных мигрантов, не выплачивая им никаких денежных средств за их труд, заставляя их работать с грубым нарушением норм Трудового кодекса. В итоге это приводит к постоянным проверкам фирм и предприятий со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются вопросами миграции и выявлением нарушений законодательства с последующей депортацией приезжих мигрантов за пределы Российской Федерации.

Помимо этого, трудовые мигранты периодически совершают преступления на территории нашей страны по различным мотивам: бедность, невозможность устроиться на работу, культурный конфликт по почве религиозных норм и убеждений, межнациональная рознь и национализм.

В целом это создаёт негативное отношение к приезжим мигрантам у части россиян, что приводит к конфликтам, близким к экстремистской деятельности со стороны активных граждан с ультраправыми взглядами. Бывают случаи, когда и сами мигранты становятся жертвами преступлений со стороны российских граждан, что говорит об экстремизме и несоблюдении норм Конституции РФ.

За последние 5-7 лет проблема с эмиграцией широко встала и в России. Постоянное падение уровня жизни, низкие зарплаты, рост тарифов ЖКХ, коррупция, безразличие власти к проблемам населения, низкое качество дорог и медицины, отсутствие социальных гарантий, достойных пенсий и пособий, низкий уровень безопасности, безработица и т. д., заставляет часть россиян задумываться об эмиграции в страны Запада, либо в страны с жарким климатом с целью занятия дауншифтингом. Таким образом, за последние 5 лет из нашей страны эмигрировало за рубеж более 2-2, 5 млн. россиян.

Чтобы решить проблемы миграции населения в разных странах, правительства и прочая элита стран Третьего мира и стран СНГ должны наводить порядок в национальной экономике, создавать рабочие места и строить предприятия, платить достойные зарплаты, а не вынуждать своих граждан иммигрировать за границу в поисках заработка и лучших условий жизни. Их внутренняя политика порой просто чудовищна по отношению к собственному населению.

Необходимо произвести чистку пятой колонны среди органов законодательной и исполнительной власти, ввести жёсткие меры по борьбе с коррупцией и всецело отказаться от политического курса прислуживания мировым элитам глобалистов, для которых миграция только приносит выгоду и помогает им решать свои геополитические задачи.

Как показывает практика, к трудовым мигрантам практически везде в мире относятся не так уж и доброжелательно, как к людям "второго сорта", особенно это касается тех, кто находится в чужой стране нелегально. Это происходит даже в ряде стран Европейского Союза, США, Канады, Израиля и т. д. Толерантность и загадочная европейская улыбка, по которой можно не понять, что у человека на уме, не всегда будут говорить о дружелюбии и уважении к мигрантам, даже из стран СНГ. Порой в процессе работы, коренные граждане какой-либо из западных стран, косвенно стараются "спихнуть" больший объём работы на иностранного гражданина. Иными словами, – "Там хорошо, где нас нет".

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

В статье рассматривается проблема массовых миграций в условиях геополитического и социально-экономического кризиса; анализируются статистические данные о количестве мигрантов и беженцев в странах Европы; раскрываются причины и факторы. Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социальноэкономической жизни .

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего . Миграционный кризис в Европе уже назвали «самым большим испытанием со времен Второй Мировой войны». В страны ЕС хлынул неконтролируемый поток мигрантов, количество которых в этом году составило не менее 350 тыс. человек. Из них около трети – беженцы из Сирии (120 тыс. человек).

Однако в реальности столько беженцев оказалось на территории только трех стран – Италии, Греции и Венгрии, так что в реальности приток людей гораздо больше. Согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов . Нелегальная перевозка мигрантов стала доходной статьей криминального бизнеса – перевозчики берут от нескольких сот до нескольких тысяч евро с человека, чтобы доставить беженцев в Европу. По данным ООН, этот бизнес уже принес контрабандистам до 10 миллиардов долларов. При этом часто мигрантов доставляют на утлых, переполненных судах, которые терпят бедствия, не доплыв до берега. По данным УВКБ ООН, в 2015 году в Средиземном море погибли около 2,5 тысячи мигрантов и беженцев. В 2014 г. погибло или пропало без вести 3,5 тыс. человек.

Восточный маршрут пролегает через Турцию в Грецию и на сегодняшний день является основным, по нему в ЕС, с начала года, попало около 310 тыс. или 70% вынужденных переселенцев, главным образом из Сирии, Афганистана, Пакистана и Ирака. В отличии от южного, восточный маршрут является относительно безопасным, с начала года при переправке на греческие острова утонуло 103 беженца. Наплыв беженцев из стран Африки и Ближнего Востока в Европу поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны. В связи с неконтролируемым потоком беженцев Германия, Чехия и Словакия ввели контроль на границах с Австрией, кроме того Австрия и Словакия приступили к контролю на своих границах с Венгрией, которая в свою очередь построила забор на границе с Сербией. Германия также ввела в частичный контроль на границе с Чехией.

Итак, к основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести: угроза территориальной целостности государств; угроза распространения терроризма; угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе; политическая нестабильность; рост экономической и социальной напряженности; деформация этнодемографической структуры населения; угроза распространения эпидемий и заболеваний . Одна из главных причин возникновения проблемы миграции – это противоправные действия США на Ближнем Востоке. По словам президента Сирии Башара Асада, если Европа хочет остановить поток мигрантов, она должна прекратить поддерживать террористов на Ближнем Востоке. Последние события в Ираке дали пищу для анализа мировым экспертам, многие из которых пришли к мнению, что не только в Ираке, но и в таких странах как Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия, Украина американские политики намеренно создают очаги напряженности, искусственный хаос, чтобы потом выступить «миротворцами» и закрепить позиции Вашингтона. Организация «Исламское государство Ирака и Леванта» до недавнего времени базировалась главным образом в северных и восточных провинциях Сирии.

Появившаяся в апреле 2013 года при активном участии Запада и монархических арабских режимов, эта организация вышла из недр созданной американцами террористической «Аль-Каиды» и была призвана развязать террор и произвол на сирийской территории. Выделим ряд основных причин увеличения числа беженцев в Европу: отсутствие перспектив: продолжающаяся гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане и другие препятствовали возращению беженцев на родину, а отсутствие средств к существованию вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах; ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества, отсутствие школ; расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей; вторая Гражданская война в Ливии, которая ранее являлась страной назначения для многих мигрантов и беженцев из стран Северной Африки, привела к росту числа беженцев, которые стали стремиться в страны ЕС; открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море – Грецию – Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море – Ливию – Италию. Таким образом, в Европе сегодня не осталось стран, не затронутых миграционном кризисом. И, несмотря на значительный опыт, накопленный в ЕС и в мире в проведении миграционной политики, странам пока не удается найти решения остро стоящих проблем . Главы государств, признав необходимость совместной активизации мер по борьбе со сложившейся кризисной ситуацией, разработали программу финансирования в размере 2,4 млрд евро странам – членам ЕС.

Программа, рассчитанная до 2020г., предусматривает строительство новых центров по приему переселенцев, улучшение процедуры предоставления убежища, совершенствование методов интеграции, а также ускорение репатриации тех, кто не получит разрешение остаться в странах Европы. Дополнительные средства выделяются на улучшение пограничного контроля, систем наблюдения и обеспечения безопасности . Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории – в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров .

Библиографический список:

1. Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем современности // Казанская наука. 2011. № 3. С. 82-85. 2. Bondarenko I.A. Diversification of household financial assets in the conditions of economic crisis // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 5 (32). С. 14-19. 3. Понарина Н.Н. Глобализация как составляющая общемирового процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 49-51. 4. Федина Н.А., Ярмонова Е.Н., Вирясова Н.В., Кучева Т.В. Проблемы муниципальных выборов // В сборнике: Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2017. С. 92-94. 5. Понарина Н.Н., Хлыстова А.Г. Глобализация и социальные противоречия // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 14. С. 1-5. 6. Бондаренко И.А. Бедность как следствие недоиспользования ресурсного потенциала домохозяйств // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 273-276. 7. Понарина Н.Н. Глобализация как системное социальное изменение: основные тенденции // научное издание / Н. Н. Понарина; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва, 2010.

Новое на сайте

>

Самое популярное