Домой Канализация Государственная идеология и политика беларуси. Главные особенности идеологии современного белорусского государства. Схема становления наций

Государственная идеология и политика беларуси. Главные особенности идеологии современного белорусского государства. Схема становления наций

Идеология белорусской государственности определяется совокупностью многих факторов.

Основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе, является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества, закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства.

Идеология белорусского государства позволяет изучать исторические основы белорусского государства. В духовной памяти белорусского народа или его менталитете постепенно складывались важнейшие социокультурные черты и национальные особенности «белорусской идеи», которые на том или ином историческом этапе нашего развития отражали как белорусскую национальную идентичность, так и уровень зрелости идеи белорусской государственности.

Современный этап истории белорусской государственности начинается с 90-х годов 20 века и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату – 27 июля 1990 года. Именно в этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. С этого времени в истории идеологии белорусского государства начинают объективно складываться 2 взаимосвязанные возможности – варианты ее дальнейшего развития: строительство независимого самостоятельного государства и формирование идеологии БГ; вхождение Беларуси в новые союзы с бывшими республиками СССР и формировании идеологии единого союзного государства.

Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с РФ.

Важным источником формирования современной идеологии БГ являются политические документы, в частности программные выступления первого Президента РБ – А.Г.Лукашенко. По его мнению, идеология должна основываться не на платформе какой-либо партии, а на основе испытанных временем универсальных нравственных и духовных ценностей нашего времени.

Политико-правовые основы идеологии БГ.

Вопросы о том, каким призвано быть государство и какова его роль в общественной жизни, как наилучшим образом организовывать властные отношения, являются центральными вопросами политической жизни. Ответы на эти и связанные с ними другие вопросы и раскрывают политико-правовые основы идеологии современного БГ.

Основные ценности белорусского политического общества.

1. Ценность суверенитета. БПГ является автономным, его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете РБ и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики.

2. ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти.

3. ценность института президентства.

4. ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в РБ гражданское общество находится на стадии своего формирования. Несмотря на то что на 1 января 2003г. зарегистрированы 1034 общественные организации, профсоюзы и политические партии, ядро белорусского гражданского общества представлено главным образом профсоюзами, общественными организациями.

5. ценность участия. Недостаточный уровень развития политической культуры и активности населения республики.

6. приоритет морально-правовых ценностей над прагматическими и конъюнктурными ценностями. Формирование высоких нравственных стандартов честности, искренности, принципиальности, последовательности в деятельности.

Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правового гос-ва. Идеологический процесс в Беларуси закономерен, так же реален, как и другие социальные процессы. Но он имеет свои особенности. Прежде всего, изменилась сама идеология. В отличие от предыдущей исторической эпохи мы признали наряду с общественной частную собственность. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы, мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. Идеологический процесс осуществляется, про-ходя через сознание людей, и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Масса - это не множество абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность. Формирование масс в современных условиях связано с общим процессом массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека - производственной, бытовой. Важнейший объект идеологического воздействия - групповое и индивидуальное сознание. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы - комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.

Религия как форма общественного сознания.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.

Религия, с точки зрения философии, относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, т. е. отображения мира в сознании человечества. Религия – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Если язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно подчинено конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

Таким образом, религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека.

Философия и футурология.

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический объект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование - также вид познания, то само прогнозирование возможно.

Логический аспект на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем

Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

Футуроло́гия (от лат. Futurum - будущее и греч. Λόγος - учение) - прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему - с научной фантастикой.

Прогнозировать будущее пытались все философы, пророки и религиозные мыслители с древних времён: Платон, Аристотель, библейские пророки, Исайя, Иоанн Богослов, Нострадамус и пр.

Основные методы, используемые в футурологии, можно разделить на четыре группы:

Направленные на выявление общего мнения опросы экспертов с помощью метода Дельфи или анкетирования.

Статистические методы, такие как экстраполяция, вероятностный анализ, регрессионный и корреляционный анализ.

Поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего.

Ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы групповой работы по планированию и прогнозированию будущего.

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния, это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этапов развития страны, включая и советскую перестройку, и перспектив дальнейшей эволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблема соотношения традиции и иновации рассматривалась сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическая составляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республика Беларусь есть национальные интересы. Категория “национальный” должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Но национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость.

Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.

Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии белоруссского государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики . Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечениягосударственной идеологической политики . Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

  • 1) теоретико-методологический (базис системы). Цель –определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;
  • 2) процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
  • 3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;
  • 4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель –определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

Вопросы для самопроверки

    Как возник термин «Идеология»?

    Какова трактовка идеологии с точки зрения марксизма?

    В чем отличие идеологии от религии и философии?

    Каково основное содержание политической идеологии?

    Каковы функции политической идеологии?

    Каково отличие идеологии государства от идеологии, либерализма, консерватизма, социализма?

    Какова структура и компоненты идеологии белорусского государства?

Литература

    О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.

    Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

    Зиновьев А. Запад. Кризис западнизма. – М., 1995.

    Сирота Н. Современные политические идеологии. – СПб., 1995.

    Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С.5–23.

    Май А.В. Модели господствующей идеологии. – Иерусалим, 1997.

    Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1–2.

Продолжение. Начало в №20

основы
Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.
Народовластие
Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии, референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.
Референдум является выс-
шей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 годах позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.
Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001, 2006, 2010 годы), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.
Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.
Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь – в одной из немногих стран мира – действует Избирательный кодекс, который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь.
Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.
Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.
Политический плюрализм
Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.
Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности – лидеров, оторванных от рядовых членов и заинтересованных лишь в реализации своих личных амбиций, что определяет политическую бесперспективность и неконкурентоспособность многих партий.
Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.
После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.
Назрела потребность в реформировании системы местного управления и самоуправления, в результате которой должны быть созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства – народовластия.
Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.
В результате реформиро-
вания молодежного движения в республике создана мощная молодежная организация – Белорусский республиканский союз молодежи, представляющая интересы подавляющего большинства белорусских юношей и девушек. Ее основные задачи – выявление и раскрытие творческого потенциала молодежи, формирование мировоззрения молодых граждан Республики Беларуси на основе принципов патриотизма, гуманизма и нравственности.
Также благодаря усилиям государства удалось вернуть профсоюзы к выполнению их основной функции – защите и отстаиванию интересов трудящихся. В дальнейшем следует добиваться обеспечения высокого уровня защищенности белорусских трудящихся посредством укрепления дисциплины профсоюзных кадров, повышения их ответственности перед членами профсоюза.
Разделение властей
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.
Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной – президентской, которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа.
Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией – осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти.
Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия внутреннего потенциала личности.
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Правовые основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.
Суверенитет
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.
Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.
Существует диалектическая взаимосвязь между народным и государственным суверенитетами. Народовластие составляет основу Республики Беларусь, а государство выступает полномочным представителем народа и обязуется обеспечивать надлежащие условия жизнедеятельности своим гражданам. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демо­кратии.
Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года: «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязатель­ствами».
Для того чтобы проводить независимую политику в интересах своего народа, государство должно обладать реальным суверенитетом – самостоятельностью при решении любых внутри- и внешнеполитических вопросов. Однако в современном однополярном мире это удается далеко не всем. Супердержавы и, прежде всего, США, стремясь достигнуть мирового господства, осуществляют экономическую экспансию на менее развитые государства.
Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. Эти международные организации оказывают финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся стран. Неудивительно, что руководство страны неоднократно высказывалось против получения Беларусью крупных иностранных кредитов.
Проблемы Беларуси на международной арене обусловлены не внутренними причинами (якобы имеющими место нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза с Беларусью, а в перспективе и с другими странами СНГ противоречит реализации данных
планов.
Беларусь стала мишенью информационной войны, развернутой против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке (информационной, финансовой и др.) радикально настроенных сил с целью создания на их основе так называемой «пятой колонны», деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение
конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.
Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.
Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:
политическая и экономическая независимость;
сильная и эффективная государственная власть;
стабильность и правопорядок;
общенациональный консенсус;
дееспособные вооруженные силы;
интеграция в рамках СНГ.
Правовое государство
Правовое государство – форма государственной организа-
ции, при которой государствен-
ная власть в своей деятельно­сти подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
Признаки правового государства:
верховенство закона;
разделение властей;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина;
развитое гражданское общество.
Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование «среднего» класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.
Создание правового государства требует сбалансированных усилий в различных сферах жизнедеятельности общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.
Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических и социальных потребностей.
Построение правового государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.
Права человека
Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином. Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.
В реализации прав и свобод белорусских граждан большое значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных дел.
С целью определения основных направлений деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята «Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан».
Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и предпринимает все меры по их защите. Роль Президента как гаранта прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.
Белорусское государство будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных управленческих решений.
Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как «Права человека», «Основы законодательства Республики Беларусь» и др.
Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.
Осознание каждым индивидом ответственности за свои поступки, уважительное отношение к правам и свободам других членов общества – необходимое условие построения правового демократического государства.

Идеология белорусского государства - юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

  • - политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;
  • - экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;
  • - мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

принцип верховенства права;

народовластие;

многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

веротерпимость и свобода совести;

патриотизм и гражданственность.

Фундаментальная цель - сильная демократическая процветающая Беларусь.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Политические партии и общественные объединения.

Наибольшими по количеству членов являются партии коммунистического направления - Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Коммунистическая партия Беларуси объявила себя преемницей КПСС и определила свои цели и задачи. Они заключаются в ориентации общества на социалистический путь развития, который ведёт к созданию бесклассового общества социальной справедливости, возрождению на добровольной основе государственного союза советских народов.

Между двумя коммунистическими партиями идут споры по вопросам политического и социально-экономического развития нашей страны. Вместе с тем их сторонники в своём большинстве поддерживают основные направления нынешней государственной политики современной Беларуси, реформы в интересах человека труда, развитие интеграционных процессов с Россией.

Социал-демократическое направление представляют Белорусская социал-демократическая партия (Громада) и др. Эти партии выступают за преодоление кризисных явлений в экономике, социальную защиту интересов различных групп населения.

Либеральное направление составляют Объединенная гражданская партия и др. ОГП выступает за приоритет частных интересов, минимизацию роли государства в экономической жизни общества, широкомасштабную приватизацию государственной собственности, во внешнеполитической сфере ориентируется на Запад.

К национально-демократическому направлению относится партия БНФ. В своей деятельности она придерживается идеи национально-культурного возрождения белорусов. Часть сторонников этой партии отличается антикоммунистической направленностью.

Большинство существующих партий значительного влияния на политическую жизнь страны не имеют. Это в определённой степени объясняется тем, что с момента возникновения многопартийности главные задачи развития страны были связаны с консолидацией общества, обеспечением условий для устойчивого социально-экономического развития, чему межпартийная борьба не способствовала.

Активно участвует в политических кампаниях республиканское общественное объединение «Белая Русь», образованное в 2007 г. Это объединение имеет целью способствовать достижению общественного согласия в деле построения сильной и процветающей Беларуси, а также социально справедливого общества, основанного на патриотических и морально-духовных ценностях белорусского народа.

Граждане нашей страны на добровольной основе для защиты своих трудовых прав и интересов объединяются в профессиональные союзы, которые участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Общее количество членов Федерации профсоюзов Беларуси в начале 2007 г. составляло свыше 4 млн. человек.

В 2002 г. был создан Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ), являющийся преемником лучших традиций комсомола Беларуси и самым крупным объединением молодёжи, поддерживаемым государственной властью Беларуси. Цель БРСМ заключается в создании условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействии формированию в Беларуси гражданского общества.

Массовым детским общественным объединением является Белорусская республиканская пионерская организация. Она призвана помочь каждому пионеру стать гражданином и своими делами и поступками приносить пользу себе, семье, Родине. Основные принципы участников организации - дело, добро, Родина, справедливость.

Активно действует одна из самых многочисленных в стране организаций - Белорусское общественное объединение ветеранов, образованное в 1987 г. В марте 2012 г. в его составе насчитывалось 1,9 млн. ветеранов, в т. ч. 1,6 млн. ветеранов труда, 200 тыс. - Вооружённых сил, 30,5 тыс. - Великой Отечественной войны.

Среди многочисленных фондов наиболее известен Белорусский фонд милосердия и здоровья. Он является членом соответствующего международного фонда, а также

Европейского союза общин милосердия, оказывает помощь социально незащищённым слоям населения.

В Республике Беларусь постепенно формируется гражданское общество - такой тип взаимоотношений между государством и обществом, при котором права граждан защищены законом и власть передаёт часть своих функций местным органам самоуправления. Каждому гражданину в нашем государстве согласно Конституции гарантируются свобода взглядов и участие в решении государственных дел. Элементы гражданского общества. Гражданское общество политические партии общественные организации органы местного самоуправления средства массовой информации.

Неотъемлемым элементом национальной модели гражданского общества стали Всебелорусские народные собрания, которые считаются внепарламентской формой народного самоуправления. Всебелорусские собрания соединяют в себе исторический опыт проведения народных вече в Полоцке и Турове и современные тенденции народовластия (демократизма). Всебелорусские собрания являются также формой отчёта власти перед народом и контроля гражданами деятельности государственного руководства.

1. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи.

2. Государственность на белорусских землях.

3. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.

4. Свободолюбие, патриотизм, трудолюбие, гуманистические идеалы, демократизм, солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие психологические составляющие самосознания белорусов.

1. Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение, во-первых, основных этапов формирования белорусского этноса, во-вторых, интеллектуальных и культурных достижений полиэтничного населения белорусской земли, что обусловило формирование белорусской национальной идеи. Эти процессы, в свою очередь, связаны с формированием восточнославянской (древнерусской) народности, наличием такого государственного образования как Киевская Русь. Несмотря на присутствие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, в целом явно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря, несмотря на особенности и уникальность каждого региона. Следовательно, восточнославянская (древнерусская) народность – важный этап в формировании трех братских народов – русского, белорусского и украинского. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в XIV–XVI вв., сначала в условиях Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, к XVII в. сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Естественно, у населения Беларуси в то время выявились не только специфические особенности, но и наиболее существенные черты, характерные для всего историко-этнографического региона, где проживали восточноевропейские народы (русские, украинцы), а в более широком смысле – черты европейской и общечеловеческой культуры.

Как известно, возникновение любой самостоятельной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они формировались вместе с развитием рыночных отношений, становлением индустриальной цивилизации. Процесс консолидации белорусов в самостоятельную нацию также был объективным и закономерным явлением. Однако противоречивые социально-экономические и политические факторы, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков в условиях Российской империи сдерживали ее формирование и развитие национального самосознания. Но это не смогло остановить объективный процесс консолидации белорусов в нацию. Белорусская интеллигенция, находившаяся в стадии своего становления, во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. возглавила борьбу за национальное Возрождение. Возрожденческая идеология получила свое отражение в творчестве Ф. Богушевича, А. Гуриновича, позднее Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Весомый вклад в ее формирование внесли газета «Наша нива», авторы многих статей, публиковавшихся в этом издании. Таким образом, процесс консолидации белорусского этноса растянулся на столетия. Но начавшийся ХХ в. заметно ускорил процесс пробуждения национального самосознания, что в свою очередь способствовало формированию белорусской нации.

2. Начать рассмотрение вопроса о государственности на белорусских землях следует с того, что ее элементы присутствовали в Полоцком и других княжествах, существовавших на белорусской территории в ІХ – начале ХІІІ в. Однако только элементы. Называть Полоцкое или Туровское княжества государствами, по всей видимости, все же нельзя. Можно говорить о государстве «Древняя (или Киевская) Русь». Хотя и оно не было государством в современном смысле этого слова. Русь была тем, что тогда именовалось «землей», т. е. территорией, принадлежавшей русскому народу. Следовательно, идея белорусской государственности имеет общерусские исторические корни, восходит к древнерусским содержании и форме государственности. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Существование отдельных русских княжеств со своими столицами и князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее они составляли одну страну – Русь с единым русским народом.

Возникшее в XIII в. Великое княжество Литовское, Русское, Жамойское следует рассматривать как полиэтничное государство, федерацию народов, в первую очередь литовского и славянских (русских) народов. Вполне закономерно, что ВКЛ воспринималось его населением, в т. ч. православным, как своя держава. Но считать ВКЛ белорусским государством так же нельзя. Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой надолго отложило вопрос о белорусской государственности. Непосредственные предпосылки для возникновения белорусской государственности формировались на протяжении XIX – начала ХХ в. Не случайно будущий декабрист Н. Муравьев, проходивший службу в Беларуси, в своем проекте (минский вариант) Конституции (1821 г.) высказал идею создания Западной державы (с центром в Вильно) в качестве составной части России. Однако непосредственно вопросы белорусской государственности стали подниматься белорусскими национальными деятелями на рубеже ХІХ–ХХ вв.

Идея национального освобождения и провозглашения национальной государственности белорусского народа выдвигались К. Калиновским еще в период восстания 1863–1864 гг. Эта идея была подхвачена и развита белорусскими народниками в 80-е гг. XIX в. в журнале «Гомон». При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, способствовала пробуждению его политического самосознания. Именно это обстоятельство и обусловило появление первой национальной партии – Белорусской социалистической громады, которая, влившись в революционный поток борьбы против самодержавия, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства.

Обострившиеся противоречия в России в начале ХХ в., вызванные во многом социальными издержками индустриального реформирования при сохранении традиционных укладов в сельском хозяйстве, невысокая степень уровня достигнутого страной прогресса по сравнению с ведущими державами мира настоятельно диктовали необходимость ее модернизации. Ожесточенные споры, вылившиеся в серьезные конфликты, болезненное восприятие массами их невысокого уровня благосостояния в итоге вызвали три революции, в ходе которых выявилось несколько моделей возможного развития – монархической, либеральной, социал-демократической и неонароднической. Но ни одна из них, к сожалению, не могла охватить всю полноту сложнейших проблем, предложить эффективные пути их решения. Подобные тенденции сказались и в общественно-политическом движении в Беларуси. Особое значение стал приобретать вопрос о белорусской государственности. Однако поначалу речь шла об автономии Беларуси в границах Российской федеративной демократической республики.

В дальнейшем национально-государственное строительство в Беларуси тесно связано с революционными событиями 1917 г., гражданской войной. Тогда проявились две тенденции. Первая отражала потребность скорейшего преодоления социальной и национальной отсталости. Подобную модернизацию «догоняющего» типа мыслилось осуществить на советской основе. Другая тенденция выражала стремление части интеллигенции к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии.

Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) не была государственным образованием даже в «марионеточной форме». Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что созданные политические структуры (Рада БНР и Народный секретариат) пытались выступать соответственно в виде законодательной и исполнительной ветвей власти, реальными властными полномочиями они не обладали. Акт самоопределения БНР не поддержало в своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала судебная и финансовая системы, так и не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли. Провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. Перипетии национально-государственного строительства были обусловлены многими объективными и субъективными обстоятельствами, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, логика политической борьбы. Это в какой-то мере и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею БНР, ориентируясь на желанный «патронаж» Запада.

Реальная белорусская государственность началась с 1 января 1919 г., когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Создавалась политико-территориальная единица с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя в то время, когда коммунистические лидеры всерьез еще рассчитывали на мировую социалистическую революцию, проблески которой, казалось, давали о себе знать в Германии, Венгрии, других европейских странах. Однако надежды построить Всемирную Советскую Федерацию с каждым днем становились все более призрачными. В то же время опыт гражданской войны, борьбы с иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить по одиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что БССР в условиях ограниченного суверенитета выполнила государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев. Впервые возник реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Страна в очередной раз поразила мир, превратившись в одну из сверхдержав, на полвека обеспечившая мировое равновесие именно тогда, когда технический прогресс привел человечество на грань самоуничтожения. Но цена советских свершений оказалась чрезвычайно высокой. Материальные лишения, зачастую голодные годы, тяжелый труд, социальные издержки – все это с избытком выпало на долю советского народа.

В то же время деформации общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой – равный подвигу военному. За послевоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустриально развитую республику. Это стало возможным при помощи советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов. Однако обострившиеся противоречия внутри административно-командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым. Он принес как положительные, так и негативные результаты. И этот совокупный исторический опыт необходимо учитывать при формировании современной идеологии белорусского государства.

3. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. При этом следует иметь в виду, что в начале 90-х гг. ХХ в. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. В 1991–1994 гг. шли поиски направлений и форм, направленных на укрепление белорусской государственности. Важную роль в этом сыграло введение института президентства и реальное разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали». Президентские выборы 1994 г., последующие годы это убедительно доказали, хотя поначалу была сделана попытка сделать крен на развитие парламентских форм демократии.

Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. Монолитны – не значит одинаковы и однообразны. Власть и общественное мнение должны сосуществовать как «сообщающиеся сосуды».

Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие страны. В стране много проблем. И надо приложить немало усилий во всех сферах, чтобы добиться существенного прогресса. Государственная идеология как важнейший ресурс призвана помочь в этом движении вперед.

4 . Прежде всего, следует уяснить содержание понятия «свобода» , его отличие от понятия «эгоизм», показать, что свободолюбие являлось характерной чертой восточных славян. Необходимо привести исторические факты, свидетельствующие о стремлении белорусов к свободе. Понятие «свобода» тесно связано с другим понятием – «справедливость», представляющим собой важнейший принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они реально заслуживают.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осозновать его пространство как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства – свободолюбие, справедливость, патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств – отважность, упорство мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы. Эти чувства являются неотъемлемыми для белорусского народа, о чем свидетельствуют годы Великой Отечественной войны.

Важнейшей чертой белорусского народа является трудолюбие . Производительный труд был и остается, пожалуй, единственным способом добывания белорусами жизненных благ. Эта трудовая созидательная ориентация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоевательных войн. Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общностей, а значит, они (белорусы) не могли пользоваться трудом других. В-третьих, свои небольшие природные богатства белорусы использовали для собственного потребления и лишь незначительную их часть превращали в предметы обмена. Сегодня же белорусы не располагают такими природными ресурсами, благодаря которым они могли бы, подобно другим народам, обеспечить безбедное существование себе и своим будущим поколениям. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси – становления сильного и эффективного государства.

Гуманистические и демократические идеалы нашего народа берут свое начало также с глубокой древности. Эти традиции закладывались предками белорусов во времена земель-княжеств XI–XIII вв. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – нравственно-этический принцип, заключавшийся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистические идеалы пронизывают произведения многих выдающихся деятелей белорусской культуры эпохи Возрождения – Ф. Скорины, Н. Гусовского, Л. Сапеги и др. В произведениях указанных авторов изложена вера в человека деятельного, гармонически развитого, обладающего высокой духовностью и нравственным совершенством.

Демократические идеалы и традиции занимают особое место в наследии белорусского народа. Для Полоцкого, Туровского и других княжеств, существовавших на белорусских землях, был характерен демократизм их внутренней жизнедеятельности. В Полоцком княжестве в XII–XIII вв. действовали две ветви власти: княжеская и вечевая. Вече – собрание свободных людей, призванное решать наиболее значимые общественные дела. Оно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях по решению вече князь мог быть отстраненным от власти. Конечно, речь идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Широкое распространение в XVI – начале ХХ в. в Беларуси получила так называемая «громада» – основное социально-территориальное и социокульурное общинное объединение сельских жителей. Таким образом, гуманизм и демократизм – неотъемлемые идеалы, ценности и ориентиры белорусского народа. Они не привнесены извне, а выработаны историей. За них наши предки боролись, стремились воплощать в реальную жизнь.

Преобладающей чертой характера белорусов является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Толерантность есть отношение к другому человеку, к представителям другого этноса или религиозной конфессии, к другим социальным общностям как к равным себе партнерам. Толерантность как жизненная установка предполагает настроенность на взаимопонимание с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотношения, на признание и уважения их права на собственную самобытность. Это важное качество белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве.

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность . Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т. п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки других людей. Белорусы высоко оценивают доброжелательность как важнейший принцип взаимоотношений в семье, с друзьями, на работе.

Новое на сайте

>

Самое популярное